Абдулатипов Рамазан Гаджимуратович

(р. 04.08. 1946) — спец. в обл. соц. филос. и политол.; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Гебгута Тляратинского р-на Дагестана в роду известного ученого-арабиста Хаджимурада.

После службы в рядах Вооруженных Сил СССР окончил ист. ф-т Дагестанского ун-та, асп. филос. ф-та ЛГУ. Работал ст. преп. в ЛГУ, затем — зав. кафедрой Мурманского высшего инж.-морского училища.

В 1985 вернулся в Дагестан.

Работал зав. кафедрой филос. Дагест. пед. ин-та. В 1988 А. был назначен консультантом Отдела нац. отношений ЦК КПСС, зав. сектором анализа и прогнозирования.

В 1990 избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Руководил рабочей группой по разработке Федеративного договора.

Договор стал первым документом согласия и собирания России в постсов. период.

Под его руководством разработана Программа нац. возрождения России, а на ее базе и Концепция гос. нац. политики РФ, утвержденная Указом Президента РФ. В декабре 1993 избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания, в 1994 стал зам. предс. Совета Федерации.

В Верхней палате парламента А. занимался вопросами законодательства и связи с регионами.

В 1995 избран депутатом Гос. Думы от Республики Дагестан.

А. был одним из инициаторов создания депутатской группы "Российские регионы.

Независимые депутаты". Является членом Парламентской ассамблеи Совета Европы и СНГ. Он выступил с авт. проектом по урегулированию этнополит. конфликтов в СНГ, к-рый был одобрен комитетом Межпарламентской ассамблеи СНГ по междунар. делам. В сентябре 1997 назначен зам. предс. Правительства РФ, занимался вопросами межнац. и федеративных отношений, региональной политики и местного самоуправления.

С августа 1998 — министр нац. политики РФ. В наст. вр. в Совете Федерации А. входит в состав Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике.

А. является также зав. кафедрой нац. и федеративных отношений Росс. академии гос. службы при Президенте РФ. Возглавляет росс-арабский ун-т. По его инициативе были созданы газ. "Федерация", ж. "Эхо Кавказа" и "Этнополис". Под его руководством организован Ин-т федерализма.

Он является предс. Президиума Координационного совета Всеросс. движения "Сотворчество народов во имя жизни (Сенежский форум)", предс. "Ассамблеи народов России". Докт. дисс. — "Национальные отношения развитого социалистического общества (духовно-нравственные проблемы функционирования и развития)" (1985). Основной объект науч. иссл. А. — нации и нац. отношения, проблемы и перспективы их развития.

В его работах значительное внимание уделяется нравств. аспекту этих проблем: А. обращается к категориям идеала, ответственности (в т.ч. интернац. ответственности нации), достоинства (регулирующего "ответственность нации как перед своей общностью, так и перед др.") (1984), говорит о важности для иссл. нац. отношений таких понятий, как "нравств. потенциал нац. общности", "нравств. интерес нац. общности" (1992). В 80-е годы А., выступая против сужения нац. рамок до этнических, трактует нац. как соц.-ист. явление, содержащее в качестве элементов и этническое как нац.-специфическое, и общечеловеч. как нац.-своеобразное, претерпевшее определ. изменения при функционировании в данной среде, и инонац., на длительном ист. этапе служащее данной нац. общности и воспринимаемое как чисто нац.; элементом нац. является и интернационалистское начало как продолжение и воспроизводство истинно нац. ("Интернационализм и духовно-нравственное развитие народов Дагестана". С.61). Работы 90-х гг., ряд к-рых написан в форме, близкой к эссе, представляют размышления А. о патриотизме и нац. эгоизме, нац. возрождении и унификации, об интернационализме как "мировоззрении, отражающем те интеграционные общечеловеч. процессы, к-рые происходят в современном мире, в т.ч. и в межнац. отношениях". Считая характерными для нынешних нац. движений национал-популизм и национал-карьеризм ("Заговор против нации..." С.65), А. (в т.ч. в кн., написанных в соавт.) использует разнообразный ист.-культурный и ист.-правовой материал для обоснования нравств. несостоятельности как национализма, так и стремления к унификации, для осмысления перспектив нац.-гос. устройства нашей страны и ее внеш. политики.

В посл. годы издал 4-томник по истории росс. федерализма.

Соч.: Человек.

Нация. Общество.

М., 1991; Природа и парадоксы национального "Я". М., 1991; Заговор против нации: национальное и националистическое в судьбах народов.

СПб., 1992; Федерализм в истории России: В 3-х кн. М., 1992—1993; Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество.

Приоритеты национальной политики.

М., 1994; Опыты федерализма.

М., 1994; Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени.

Кн.1. 1994; Россия, в чем суть твоего бытия? Историко-философские размышления. [В соавт.]. М., 1994; Государственная служба РФ и межнациональные отношения.

М., 1995; О федеративной и национальной политике Российского государства.

М., 1995; Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства.

М., 1995; Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства.

М., 1996; Позывные разума.

М., 1996; Реализация принципов федерализма на Северном Кавказе.

М., 1997; Знамение судьбы (К 200-летию Шамиля).

М., 1997; Власть и совесть. 2 кн. М., 1998; Авторитет разума и практика жизни (философия нового стоицизма).

М., 1998; Национальный вопрос и государственное устройство России.

М., 2000. Т.В.Кулакова