Агафангел Соловьев

(до пострижения Алексей Федорович) — архиепископ волынский и житомирский; род. 8 февраля 1812 г., умер 8 марта 1876 г. Сын священника села Ильинского Шуйского уезда, в 1836 г. окончил курс во владимирской семинарии и московской духовной академии, получил степень магистра богословия уже постриженный (23 июня 1835 г.), с 20 июня 1836 г. иеромонах и с 20 августа бакалавр по классу толкования Св. Писания. 8 октября 1838 г. определен библиотекарем и 3 декабря 1839 г. назначен членом конференции академии, а в 1841 г. — соборным иеромонахом лавры. В это время студенты спб. духовной академии получили позволение начальства (1838 г.), для облегчения занятий по классу еврейского языка, отлитографировать классный перевод еврейской Библии, сделанный с филологической целью профессором Павским.

В 1839 г. этого перевода выпущено 150 экземпляров.

В них заключались: книга Иова, Экклезиаст, Песнь Песней, Притчи Соломоновы, а также большие и малые Пророки.

В 1841 г. состоялось 2-е издание этого перевода для подписчиков из студентов, кроме с.-петербургской, еще киевской и московской академий и, когда экземпляры попали в Москву, иеромонах Агафангел сделал донос членам Св. Синода в форме безымянного "письма из Владимира", посланного к трем митрополитам.

В письме этом перевод назывался "злоречием древнего змия", вредным для употребления христиан, ради отступлений будто бы от истины, "умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах". Донос Агафангела, с экземпляром литографированного перевода, киевский митрополит Филарет препроводил к обер-прокурору Св. Синода гр. Пратасову, после чего Павский был привлечен к ответу.

Дело, однако, кончилось ничем. 28 февраля 1842 года Агафангелу поручено исправлять должность инспектора московской духовной академии. 23-го марта митрополит Филарет утвердил его в этой должности и поручил ему читать нравственное богословие.

В сентябре (того же года) назначенный ректором харьковской семинарии, Агафангел 22 октября возведен в сан архимандрита, а затем из Харькова переведен, ректором же, в костромскую семинарию (1845 г.) и 20 января 1854 г. назначен ректором казанской духовной академии.

Назначенный епископом ревельским 4 марта 1857 г., Агафангел был рукоположен 31 марта; с 6 февраля 1860 года был вятским епархиальным епископом, а с 17 июля 1866 года — волынским.

В 1868 г. пожалован архиепископом и скончался в этом сане в Житомире, заболев еще в 1875 году, когда посетил в последний раз родину, где устраивал церковь и училище.

Памятником деятельности преосвященного Агафангела в Вятке было основание училища для девиц духовного звания, на 270 воспитанниц, с содержанием бесплатно 60-ти сирот. Училище это к 1869 году, расходуя до 37000 руб., имело запасного капитала уже 45000 руб., выпустив до 40 девиц с правами домашних учительниц.

Кроме того, в Вятке Агафангел устроил епархиальную библиотеку, в которую пожертвовал много книг. В бытность ректором казанской духовной академии Агафангел начал издавать журнал "Православный Собеседник", а в Житомире предпринял издание "Епархиальных ведомостей", устроил при семинарии общежитие и основал училище для девиц духовного звания.

На Волыни преосвященный Агафангел проявил и другого рода деятельность, содействуя просветительным целям графини A. Д. Блудовой в пользу православия.

В видах содействия этому преосвященным заведено в Почаевской лавре ремесленное училище.

Любитель просвещения, Агафангел был большим знатоком древних, особенно еврейского, и новейших языков, любил музыку и естественные науки, оставаясь своеобразным во взгляде на обязанности и права духовных пастырей.

Он отстаивал неограниченную власть епископа над подчиненным духовенством и признавал проекты комитета о духовно-судебной реформе антиканоническими.

Влияние еврейства он не допускал и всячески ему противодействовал в управляемых им епархиях, особенно на Волыни.

Вообще Агафангел проявлял, кроме последнего года жизни — когда жаловался на упадок сил и лечился, — замечательную точность в труде и распределении времени.

Кроме лекций, начав службу наставника, Агафангел много писал и делал выписки из всего прочитанного, посвящая постоянно свои досуги чтению, самому разнообразному, интересуясь ходом науки и приобретая книги. Некоторые из сочинений Агафангела напечатаны, но большая часть осталась в рукописях.

Напечатаны были: 1) "Перевод с еврейского книги Иова с подстрочными примечаниями", 2) "Перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова", 3) "Толкование посланий св. Апостола Павла к Галатам", 4) "Объяснение экзегетического характера первых семи глав евангелиста Матфея", напечатанное в "Волынских епархиальных ведомостях", 5) Первоначальный перевод с греческого "Книги правил", 6) "Слова Агафангела, епископа ревельского, викария спб. митрополии", СПб., 1859 г., 8°, 179 стр., и 1860 г., изд. в Вятке, 7) "Слова" Агафангела, епископа вятского и слободского.

В проповедях преосвященного виден светлый взгляд на нравственную жизнь христианина.

Разбирая внешние проявления христианской жизни — смирение, труд, молчание, — оратор ставит их в связь с внутренним миром. Всякое слово его проникнуто теплотой чувства и выражением сердечного участия к положению подвергавшихся соблазнам.

Проповедовал Агафангел до конца жизни, и последнее "Слово" его напечатано в "Волынских Епархиальных Ведомостях" в 1876 г., № 11. "Волынские Епарх. Ведом.", 1875 г., № 8. "СПб. Епарх. Ведом.", 1876 г., № 77. "Моск. Ведом.", 1870 г., № 49. "Вятск. Епарх. Ведом.", 1869 г., № 20. Ю. Толстой, "Списки архиереев", № 344. "Собр. мнений митр. Филарета", т. III, стр. 62 и 68. Чистович, "Ист. перевода Библии" и Письма Филарета к Антонию.

П. Знаменский, "История Казанск. дух. акад." (1842—1870 гг.), Казань, 1891 г., стр. 104—136. {Половцов} Агафангел Соловьев (в миру Алексей Михайлович, 1812—1876) — духовный писатель, магистр Московской духовной академии.

Был ректором Казанской духовной академии, епископом ревельским и вятским, архиепископом волынским.

В Казани основал журнал "Православный Собеседник". Главные труды А.: перевод с еврейского книги Иова, с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861); перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860); "Объяснение послания св. апостола Павла к Галатам" (СПб., 1854); "Слова" (изд. 2, СПб., 1859). См. П. Знаменский, "История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования, 1842—1870 гг." (вып. I и II). {Брокгауз} Агафангел Соловьев (Алексей Федорович) — архиепископ Волынский и Житомирский.

Родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника.

Окончил Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 2 июня 1835 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Священного Писания.

Вскоре был назначен библиотекарем академии.

С 10 марта 1842 года — инспектор Московской духовной академии. 21 сентября 1842 года переведен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря. 22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита.

С 21 сентября 1845 года — ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря. 19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря. 20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря.

В этот период был председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала "Православный собеседник". 31 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии.

С 6 февраля 1860 года — епископ Вятский и Слободской.

С 17 июня 1866 года — епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской лавры. 31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа.

Скончался 8 марта 1876 года в г. Житомире.

Личность преосвященного Агафангела и его деятельность характеризуются двумя периодами: преподавательско-административным и архипастырского служения.

В первый период он характеризовался в несколько сатирическом тоне. Знавшие его так о нем говорили: недалекий и односторонний по образованию, он умел подделаться к архиепископу Казанскому Григорию, закупая раскольничьи рукописи и прикидываясь необычайным любителем русских древностей.

Желая оправдать недостаток и односторонность своего образования, он постоянно твердил студентам: "Светская наука и литература — это обширная пустота". Эта бессодержательная фраза всегда возбуждала смех между студентами, которые относили ее (фразу) прямо к ректору.

Не имея понятия об истории русского раскола, он читал ее по кратким запискам архиепископа Григория и любил уснащать речь самыми плоскими фразами, вроде следующих: "Диких монголов прогнал кнутом дьявол на русскую землю из глубины Азии... Распространяли раскол на севере все дьячки, а кому не известно, что дьячки — последний народ в мире...". Преосвященный Агафангел любил представлять из себя аристократа и постоянно держал в руках лорнетку.

Перед его приходом на лекцию сначала несли часы с репетитором и ставили на кафедру, потом являлись книги и — шел сам он с шиком и великолепием.

Когда Агафангел был ректором духовной академии, среди студентов разошлась складная сатирическая картинка с его изображением, под которой была смиренная подпись: "Виждь труд мой и прилежание мое..." Курьезный был человек этот Агафангел.

Как-то зимой он заметил, что студенты мало гуляют после обеда. Он приказал принести эконому в сад лопаты, которые были куплены специально, вышел сам и пригласил студентов делать из снега гору для катанья.

Пошла работа, но некоторые стали поджимать ноги от холода под шинель. "Что с вами?" — спрашивает ректор.

Разумеется, отвечали, что озябли ноги, потому что носки нитяные.

Агафангел велел купить на свои деньги шерстяные чулки для всех студентов и раздать их. По обычаю, в субботу вечером являлись все старшие студенческих классов.

Ректор повел разговор о нуждах студентов и захотел вызвать благодарность за купленные им шерстяные чулки. Он обращается к студенту: "Соколов, что у вас на ногах?" "Сапоги, ваше высокопреподобие", — отвечает тот. "А в сапогах что?" — "Ноги, ваше высокопреподобие". Разумеется, кончилось все общим смехом.

Будучи инспектором Московской духовной академии, Агафангел составил донос на профессора Санкт-Петербургской духовной академии Г. П. Павского, усмотрев в его переводах Библии на русский язык некоторые неправославные мысли. Он написал письма трем митрополитам и отправил их без подписи с Владимирской почты. Этот поступок Агафангела некоторые рассматривали как зависть к славе Павского и стремление унизить последнего в глазах начальства.

Но близко знавшие его люди объясняли этот случай по-другому.

Земляк Агафангела писал: "Я пользовался большим вниманием и расположением отца Агафангела, и перед посылкой доноса своего он посвятил меня в эту тайну. Я упоминаю об этой печальной истории с той целью, чтобы снять с отца Агафангела густую тень, какую налагают на него некоторые исследователи доноса на Павского.

По словам Агафангела, Павский написал перевод пророческих книг с объяснениями, возмущающими чувство православного христианина.

Поэтому он, после разбора перевода, счел необходимым обратить на него внимание высшей духовной власти, о чем и написал письмо к трем митрополитам.

О своем решении он советовался с бакалавром отцом Платоном, который одобрил и благословил его на это дело". Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности.

Преосвященный Агафангел был ревнитель просвещения.

Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов.

В Вятке им было основано училище для девиц духовного звания.

Здесь же он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг. Преосвященный Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время. Он был хорошим проповедником.

В его проповедях отражался светлый взгляд на нравственную жизнь христианина.

Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых.

Добрую память оставил он о себе в Почаевской лавре, как искренний попечитель ее благолепия.

В своих взглядах на положение епископа в епархии преосвященный Агафангел допускал некоторые неправости.

По его мнению, архиерей должен был иметь неограниченную власть над подчиненным духовенством, вследствие чего он выступил противником преобразования суда в России, признавая проект духовной судебной реформы антиканоническим.

Труды: Перевод с древнееврейского Книги Иова с подстрочными примечаниями. — Вятка, 1861. Перевод с греческого Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. — СПб., 1860. Толкование Послания святого апостола Павла к Галатам. — СПб., 1854. Слова Агафангела, епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургского. — СПб., 1859 и Вятка, 1860. Пастырское наставление Церкви Вятской. — Вятка, 1860. Слово // Волынские епархиальные ведомости. — 1876, № 11. Литература: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. // Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. — СПб., 1885—1888, т. 3, с. 62, 68. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. (Письма Филарета к Антонию). — 2-е изд. — СПб., 1899. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. — Казань, 1891—1892, т. 1—2, с. 104—136. Барсов Н. И. Протоиерей Герасим Петрович Павский (Очерки его жизни по новым материалам) // Русская старина. — 1880, № 5. Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1869, кн. 4, смесь, с. 184, (Некрологи и воспоминания).

Хойнацкий А. Ф., протоиерей.

Волыно-Почаевский Патерик. — М., 1888. Никанор (Бровкович), архиепископ.

Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913, т. 1, с. 120. Смирнов С. К., протоиерей.

История Московской славяно-греко-латинской академии. — М., 1855. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, — 1876, № 77. Московские ведомости. — М., 1870, № 49; 1876, №11. Вятские епархиальные ведомости. — 1869, №20. — 1876, № 9, с. 262—266. Волынские епархиальные ведомости. — 1872, №9. — 1875, № 8, с. 287—318. Кавказские епархиальные ведомости. — 1876, № 7, с. 249—250; № 11, с. 395—398. Курские епархиальные ведомости. — 1876, № 5, с. 219—215. Самарские епархиальные ведомости. — 1868, № 10, с. 214—215. — 1892, № 2, с. 84. Донские епархиальные ведомости. — 1876, № 7. Голос. — СПб., 1876, № 71. Гражданин. — СПб., 1876, № 11. Домашняя беседа. — 1876, № 11. Духовная беседа. — 1876, № 11, 23. Православный собеседник. — Казань, 1902, ноябрь, с. 633; 1915, январь.

Русская старина. — 1879, апрель, с. 657. — 1880, май, с. 116—117. — 1881, июль, с. 479, 486. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 59—60, 84, 90, 307, 328, 580. Русский архив. — 1893, кн. 3, с. 48—52, 398. — 1910, кн. 1, № 1, с. 107. Исторический вестник. — 1881, февраль, с. 387—388. —1882, сентябрь, с. 10; октябрь, с. 18—19. Православное обозрение. — 1865, апрель, с. 216, 218. — 1866, декабрь, с. 174. — 1870, март, с. 68. — 1876, январь-апрель, с. 569—570. Христианское чтение. — СПб., 1868, май, с. 729. — 1871, декабрь, с. 85. — 1872, май, с. 184. — 1874, август, с. 889. — 1875, июль—декабрь, с. 525. Труды Киевской духовной академии. — 1873, январь, с. 140. — 1874, март, с. 122. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 344. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397, 1398. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 50, 547, 593. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 255; т. 3, с. 775. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1, с. 378; т. 1, доп., с. 36. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 1, с. 53. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 3, с. 185. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 56, 69, 78. Агафангел Соловьев архиеп. волынский, р. 1810, † 1876 г. {Половцов}