Акимова Софья Владимировна

(урожд. Хекимян) [15(27)3. 1887, Тифлис — 16. 1. 1972, Ленинград] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог.

Засл. арт. УзССР (1944). Жена И. Ершова.

Род. в семье генерала, в течение 15 лет бывшего директором Тифлис. казенной оперы. В доме бывали певцы Н. Папаян, Е. Терьян-Корганова и др. С детских лет обучалась игре на ф-п., с 1904 — в Тифлис. муз. уч-ще (кл. Матковского), в 1906—09 — в Лейпциг. конс. (кл. ф-п. К. Вендлинга).

Выступала в Большом зале Лейпциг. конс. (исп. концерты для ф-п. с орк. Р. Шумана, А. Рубинштейна, С. Рахманинова).

В 1909—13 в Петербурге брала уроки пения у М. Славиной.

Будучи известной певицей, в нач. 1920-х гг. совершенствовалась в вокальном искусстве под рук. С. Мирович.

В 1913 по приглашению дирижера С. Кусевицкого выступила на юбилейном концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Р. Вагнера.

В том же году дебютировала в партии Зиглинды на сцене петерб.

Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова), где пела до 1929, кроме 1915—18, когда выступала только в концертах.

Летом 1914 в Германии под рук. К. Шайдемантля подготовила партии Елизаветы ("Тангейзер"), Эльзы ("Лоэнгрин"). Обладала красивым голосом, по свидетельству современников, "редкой силы и блеска", исключительной музыкальностью, заразительным темпераментом и выдающимся драм. талантом.

В репертуаре А. было ок. 20 партий. 1-я исп. партии Ирены ("Победа"). Лучшие партии: Феврония;

Брунгильда ("Гибель богов"), Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Зиглинда (наряду с А. Вольской считалась одной из лучших исп. этой партии на сцене Мариинского т-ра). "Превосходен Ершов — Зигмунд и еще интереснее Акимова — Зиглинда.

Владея богатым голосом, искусно распоряжаясь разнообразными оттенками тембра, экспрессии, сочетая обдуманное и прочувствованное пение с отлично разработанной сценической игрой, горячей, жизненной, нервной, Акимова создает музыкально-драматический тип чрезвычайно цельный и рельефный... " (В. Каратыгин)*. Др. партии: Донна Анна ("Каменный гость"), Марина Мнишек, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Татьяна, Зейнаб, Грета, Фата Моргана;

Маргарита ("Мефистофель"), Шарлотта ("Вертер"), Ирена ("Риенци"), Гутруна ("Гибель богов"), Зиглинда ("Валькирия"), Брунгильда ("Зигфрид"). Партнеры: П. Андреев, Г. Боссе, Н. Куклин, К. Петраускас, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.

Пела п/у А. Коутса, Э. Купера, П. Шенка. А. — также известная камерная певица, в репертуаре к-рой было ок. 600 произв.

В камерном творчестве тяготела к крупной форме, философским темам (вокальные циклы "Без солнца" М. Мусоргского, "Любовь и жизнь женщины" Р. Шумана).

Принимала участие в конц. исп. опер "Тристан и Изольда", "Гибель Фауста" (1916), ораторий и кантат ("Страсти по Матфею" И. С. Баха, "Самсон и Далила" Г. Ф. Генделя, "Торжественная месса" Л. Бетховена, Реквием В. А. Моцарта. "Рай и Пери" Р. Шумана).

Пела п/у В. Дранишникова, М. Климова, А. Коутса, Э. Купера, С. Кусевицкого, Э. Направника, Г. Фительберга, Ф. Штидри.

В концертах выступала в ансамбле с пианистами М. Бихтером и И. Миклашевской (с 1918). Камерный репертуар А. включал произв.

М. Глинки, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, М. Мусоргского.

Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Танеева, И. Стравинского, Н. Метнера, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса, X. Вольфа, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Г. Малера, М. Равеля, К. Дебюсси, Э. Грига, Ж. Орика, Э. Шоссона, Ю. Шапорина, М. Гнесина, А. Спендиарова, З. Палиашвили, Г. Свиридова, Т. Хренникова. 1-я исп. ряда романсов М. Гнесина, А. Животова, А. Житомирского, М. Коваля, Ю. Шапорина.

После 1917 часто пела в военных госпиталях, выезжала в Кронштадт и Шлиссельбург, выступала с концертами в Большом и Малом залах Ленингр. конс. В 1935 получила премию на конкурсе исполнителей сов. песни. В 1919 была приглашена преподавать в Петрогр. конс. (наряду с М. Фигнер и М. Славиной), где работала до 1925 ив 1929—52 (с 1934 проф., нек-рое время декан и зав. вокальной кафедрой).

В 1953 вела кл. пения в Муз. уч-ще при Ленингр. конс. Ученики: С. Альбирт, Е. Андреева, И. Бугаев, А. Ганорская, М. Довенман, В. Кильчевский, М. Коган-Сердечкова, В. Кудрявцева, Т. Лаврова, М. Лейбович, Л. Неверов.

Соч.: Певческое дыхание // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию, 1940. — М., 1941. С. 42—49; На концертах Ефрема Флакса // Ленингр. правда. 1945. 21 марта; Педагогические заветы М. И. Глинки // Муз. кадры (Л.). 1954. № 10. С. 4; Воспоминания. — Л., 1978. Лит.: Гнесин М. Вечер песни С. В. Акимовой // Вечерние огни (Пг.). 1918. 11 апр.: Каратыгин В*. Конкурс С. В. Акимовой // Наш век (Речь). Пг., 1918. 2 февр.; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862—1962. — Л., 1962. С. 352, 353; Юбилей С. В. Акимовой // Театр. Ленинград. 1967. № 15. С. 10; Pаабен Л. Камерные концерты // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. — Л., 1967. С. 368—369; Коломийцев В. Статьи и письма. — Л., 1971. С. 126, 140—141; Некролог памяти С. В. Акимовой // Муз. кадры (Л.). 1972. 14 февр.; Тигранов Г. Жизнь, отданная искусству: Очерк жизни и творчества С. В. Акимовой (1887—1972). — Ереван, 1978; Арзуманян А. Арагац: Очерки и рассказы. — М., 1979. С. 232—236; Бpутян Л. Радость творчества. — Ереван, 1979. С. 188—190; Шабалина И. Замечательный вечер // Сов. музыкант. 1981. № 8. С. 4; Бpонфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия: Исследование. 1917— 1922. — Л., 1984. С. 200; Григорьева А. А. В. Акимова // Ежегодник памятных музыкальных дат. — М., 1987. С. 38—39; Павловская-Боpовик В. С. В. Акимова-Ершова (рук). — в НИО ЛГИТМиК, ф. 80, ед. хр. 42.