Аничков Евгений Васильевич - Биография

Аничков Евгений Васильевич

— историк литературы.

Род. в 1866 г. Поступил на историко-филолог. факультет Петербургского университета, из которого был исключен в 1887 г., за участие в беспорядках, и окончил курс гораздо позднее.

В 1895 г. был назначен лектором английского языка и приват-доцентом по истории западно-европейских литератур в Киевск. унив. В 1901 г. принимал деятельное участие в устройстве Русской высшей школы в Париже; состоял ее секретарем.

Читал в качестве приват-доцента в Петерб. унив. и на Высших женских курсах с 1902 до конца 1903 г., когда был арестован по обвинению в политическом преступлении; пробыв в заключении 13 месяцев, А. был освобожден в силу Высочайшего манифеста.

Труды его: "Микола угодник и св. Николай" ("Зап. Неофил.

Общ.", 1892, № 2); "Св. Николай и Артемида Эфесская" ("Зап. Вост. Отд. Археол.

Общ.", 1895, IX), "Очерк литературной истории Арраса в ХIII в." ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1900, февр.); "Вильям Моррис и его утопический роман" ("Литер. Дело", СПб., 1902); "Эстетика трагизма" ("Научн. Обозр.", 1902, дек.); "Новые образы и старые мнения" ("Вест. Зн.", 1903, №№ 2 и 3); "Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян" (СПб., 1903, т. I; изд. Акад. наук). Ему же принадлежит ряд статей в настоящем Словаре.

Часть критических статей А. собрана в книжке: "Литерат. образы и мнения" (СПб., 1904). Он старается примирить новейший западно-европейский символизм с широкими гражданскими стремлениями. {Брокгауз} Аничков, Евгений Васильевич — историк литературы и критик, ученик Александра Н. Веселовского.

Род. в дворянской семье в 1866. Работы А. относятся к области исследования фольклора и народной поэзии (основная работа — "Весенняя обрядовая песня", 1904; кроме того — "Язычество и древняя Русь", 1914) и вопросов теории и психологии творчества ("Историческая поэтика Веселовского"). Критические статьи собраны в книге "Предтечи и современники" (1910). В 1904 А. был привлечен к суду по политическому делу и просидел 13 месяцев в тюрьме.

В эпоху первой революции (1905—07) был деятельным членом т. н. Крестьянского союза, за участие в котором был привлечен к суду и приговорен к году одиночного заключения.

Ныне — эмигрант.

Автобиография и библиография в 6-м т. "Критико-биографич. словаря" С. А. Венгерова.

Аничков, Евгений Васильевич [1866—] — литературовед и критик, из родовитой поместно-дворянской семьи. А. причислял себя долгое время к социал-демократам, (меньшевикам) и, начиная с студенческих лет (был исключен из университета за участие в беспорядках), неоднократно подвергался арестам и длительному одиночному заключению.

С 1895—1896 состоял приват-доцентом Киевского университета, при котором был оставлен по окончании, в 1892. В 1901 переехал с семьей в Париж, где принимал деятельное участие в организации Высшей русской школы. С 1902—1903 состоял по возвращении из Парижа приват-доцентом в университете и временным преподавателем ВЖК в СПб. С 1908 — профессор Петербургского психоневрологического института по всеобщей литературе и эстетике.

В период Октябрьской революции эмигрировал за границу и в настоящее время преподает в Праге в университете.

Основная специальность А. — средневековая литератуpa и фольклор.

Но, в связи с расширением научных интересов, второй период своей деятельности А. посвятил преимущественно проблемам более общего характера: вопросам поэтики, истории эстетики, литературоведения и литературной критики.

Один из самых ревностных учеников и последователей А. Н. Веселовского (см.), А. вместе с тем выступал в своих трудах (начиная с его известной диссертации 1903—1905) противником узкого академизма и того господствовавшего тогда чисто внешнего "эмпиризма", который, по его утверждению, неизбежно превращает научное исследование в "сбор материалов" или в "простую группировку тщательно собранных и проверенных фактов". Чисто механическое соединение сравнительно-исторического метода с весьма сомнительным марксизмом, с одной стороны, и эстетикой так наз. "народничества" (в духе Успенского), с другой, лишая работы А. методологического единства, значительно понижает их научную ценность, особенно для нашего времени.

Библиография: Главные труды: Микола и святой Николай, "Записки Неофилолог, об-ва", № 2, 1892; Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян (диссертация), сб. Отд. русск. яз. и слов. Акад. наук, 1903, т. XXIV, № 2, СПб., 1905; Предтечи и современники на Западе и у нас (СПб., 1910); Язычество и древнерусск. проповедь;

Веселовский A. H. Slavia, кн. 3—4, 1922 и 1923. {Лит. энц.}