Анохин Анатолий Михайлович

(р. 04.10.1937) — спец. в обл. онтологии и теории познания; д-р филос. наук. Род. в г. Тараз (Казахстан).

Окончил Ташкентский электромеханический техникум МПС СССР (1956), филос. ф-т МГУ (1966), асп. (филос. ф-т МГУ — Ин-т филос. Берлинского ун-та им В.Гумбольдта, 1966—1969). Канд. дисс. — "Критика гегелевской философии религии". Докт. дисс. — "Методологический анализ теоретического знания в медицине" (1996). С 1974 — доц. кафедры филос. АМН СССР (ныне РАМН), с 1996 — проф. кафедры филос. РАМН и кафедры политол.

Моск. авиац. ин-та (Техн. ун-та), гл. ред. ж. "В. экологического образования в России". В 1998 — нач. управления кадров Мин-ва здравоохранения РФ. Сфера науч. интересов А. — филос., история и методол. медицины, экология и политол.

В трудах А. анализируются новейшие тенденции в развитии теор. знания.

Им разработана схема развития и уровней организации мед. знания; развитие и теоретизация мед. знания рассматриваются как последовательное доминирование теор. концепт. схем в виде нек-рых совокупностей филос.-методол. и общетеор. положений.

Достаточно сформированное теор. знание в медицине, по А., предполагает наличие науч. исслед. программ, переход от додисциплинарной к дисциплинарной и мультидисциплинарной форме его организации.

В работах А. большое внимание уделено анализу природы феноменологич. и клинического знания, клинической и неклинической моделей болезни, анализу теор. и методол. установок клинического, изме-ренческого, феноменологич. и мультидисциплинарно-го знания в рамках определ. типа рациональности и научности, принят общий контекст анализа знания в медицине в аспекте его точности, и в этом ключе показана роль в науч. мед. знании проблем языка медицины, дисциплинарности, личностного аспекта знания, клинической и неклинической моделей заболеваний, постнекласс. рациональности.

Методология анализа знания в медицине, используемая А., позволяет по-новому обосновать положение о единстве теор. и эмпирич. в мед. знании при вед. роли теор. знания в форме концепт. схем, науч.-иссл. программ, дисциплинарных единиц знания и разл. теорий (в противовес распространенному среди медиков представлению об эмпирич. характере мед. знания).

Показано, что повышение роли и значения методол. рефлексии и эвристики в мед. иссл. делает необходимым переосмысление вопросов, ранее считавшихся самоочевидными, в частности представлений о том, что врач просто фиксирует доступными ему средствами информацию (анамнез, лабораторные данные, результаты приборных обследований), реально существующие свойства и признаки объектов, а затем проводит их теор. анализ.

Реально эмпирич. знание в медицине "теоретически нагружено". Разрабатываемые А. проблемы знания в медицине — это новые возможности реконструктивных и проективных подходов к его анализу (ист.-эволюц. подход).

Новые методол. подходы позволяют углубить понимание роли ист. и ло-гич. в развитии знания в медицине.

Соч.: Медицинская социология и проблема человека // В. АМН СССР. 1980. № 4; Философия и медицина (историко-философский процесс и теоретические проблемы медицины). (Гл. ред. и соавтор).

М., 1989; Современная философия науки и медицина.

М., 1989; Философские и теоретические проблемы науки. М., 1990; Проблемы измерений в медицине: методологические аспекты.

М., 1994; Проблемы знания в медицине: методологические аспекты.

М., 1995; Теоретическое знание и проблемы методологии в медицине.

М., 1998; Теоретическое знание в медицине.

М., 1998; Политическое знание: науковедческий анализ.

М., 2000.