Антоний Амфитеатров

(до пострижения Яков Гаврилович) — архиепископ казанский и свияжский, род. 15-го октября 1815 г. в Оренбургской губ., на Миасском Заводе, где отец его был священником, ум. 8-го ноября 1879 г. Первоначальное образование получил в Калужском училище и семинарии, а в 1835 г. поступил в Киевскую духовную академию, где чрез четыре года окончил курс первым магистром и тотчас назначен бакалавром академия по греческому языку. 12-го сентября 1840 года Амфитеатров принял монашество, 18-го сентября рукоположен во иеромонаха, 16-го декабря того же года назначен ректором киево-софийских духовных училищ, а в 1841 г., кроме того, инспектором Киевской семинарии.

В 1845 г. Антоний занял место ректора той же семинарии и возведен в сан архимандрита.

С 1848 года он совмещал с ректорством должность настоятеля киевского Николаевского монастыря. 22-го ноября 1848 г. за свой учебник по догматическому богословию Антоний получил степень доктора богословия.

В 1848—1849 гг. вызывался в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди состоял членом С.-Петербургской консистории, комитета для сооружения Воскресенского женского монастыря и командирован Св. Синодом в Петрозаводск с особым поручением к архиепископу олонецкому.

В январе 1851 г. Антоний назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Братского Богоявленского монастыря. 30-го марта 1858 г. хиротонисан во епископа чигиринского, викария киевской митрополии, в октябре 1859 г. переведен на смоленскую кафедру, 9-го ноября 1866 г. назначен епископом казанским и свияжским, а 16-го апреля 1867 г. возведен в сан архиепископа.

Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей, как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

Как человек, он отличался характером ровным, мягким, приветливым.

Как администратор, он обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий.

Так, в Смоленске он тотчас по прибытии обратил особенное внимание на крайне бедственное материальное положение учителей духовно-учебных заведений и изыскал средства к улучшению их содержания, что послужило примером для многих других епархий и за что ему объявлена была Высочайшая благодарность.

В Казани Антоний особенное внимание обратил на миссионерскую деятельность среди тамошних инородцев и раскольников, основав с этою целью в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей, настаивая всеми зависящими от него мерами на усилении преподавания миссионерских наук в местной академии и семинарии и особенно покровительствуя благосостоянию и развитию Казанской крещенотатарской центральной школы. Наконец, он старался находить и привлекать в казанский край нужных и способных для этой цели людей. Им же учреждено и братство св. Гурия, имеющее главною своею задачею просвещение инородцев.

Для оживления деятельности духовенства, выяснения задач и целей ее, определения обстоятельств, положения, нужд и потребностей его и, наконец, просто для обмена мыслей, Антоний основал епархиальный орган: "Известия по казанской епархии". С особенною ревностью и вниманием следил он за образованием в каждом приходе церковно-приходских попечительств, надеясь при помощи их достигнуть развития церковно-приходской жизни и улучшения материального положения духовенства.

Кроме того, он был постоянным посетителем и щедрым благотворителем местных богаделен, больниц, тюрем, дешевых столовых и т. п. общественных учреждений.

Из ученых трудов Антония известны: Догматическое богословие", выдержавшее много изданий; три тома образцовых проповедей и речей; "Последние часы жизни митрополита Филарета киевского". За свои богословские труды Антоний избран был в разное время почетным членом Киевской и Московской духовных академий и Императорской Академии Наук. "Прав. Собеседник" 1879 г., декабрь. — Архимандрит Сергий, "Архиепископ Антоний Казанский, биографический очерк, 3 части. — Дела архива Св. Синода. {Половцов} Антоний Амфитеатров (Яков Гаврилович) — епископ Казанский и Свияжский.

Родился 15 октября 1815 года в г. Миасс (на Урале) в семье священника.

Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров; † 1857). В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию.

В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии. 12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября — во иеромонаха. 16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.

С 19 июля 1841 года — инспектор и профессор Киевской духовной семинарии.

С 12 марта 1845 года — ректор той же семинарии. 16 апреля 1845 возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря. 22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия.

В 1848—1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории.

С 10 января 1851 года — ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря. 30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского. 31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру.

С 9 ноября 1866 года — епископ Казанский и Свияжский. 16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа.

С 29 декабря 1876 года — почетный член Императорской Академии наук. Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе.

Это место погребения было им избрано еще при жизни. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником ("дитя сердца его"). Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым.

Как администратор — обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий.

В Смоленской епархии он вскоре же по прибытии изыскал средства к улучшению материального положения учителей духовных училищ.

В Казани преосвященный Антоний много заботился о казанских учебных заведениях.

Он обратил особое внимание на миссионерскую деятельность среди местного населения и раскольников и основал в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей.

Он привлекал нужных и способных людей для развития и улучшения преподавания в казанской центральной школе для крещеных в православие татар. С целью просвещения инородцев владыкой Антонием было учреждено братство святителя Гурия, архиепископа Казанского (память 20 июня/3 июля). Преосвященный Антоний основал епархиальный печатный орган "Известия по Казанской епархии" для оживления деятельности духовенства и выяснения обстоятельств, нужд, задач и потребностей его. Архиепископ Антоний был постоянным посетителем и щедрым благотворителем местных богаделен, больниц, тюрем, столовых и других общественных учреждений.

Преосвященный Антоний всем сердцем любил Киево-Печерскую лавру, знал поименно всех ее угодников и жития их, благоговейно чтил дни их памяти.

Он любил сам совершать поминовение усопших.

Вообще отличался беспримерным усердием к богослужению.

Архиепископ Антоний с почтительным благоговением относился к иконам.

Особенно он почитал Богоматерь.

У себя имел келейную икону "Нерукотворного Образа", подаренную митрополитом Филаретом, который открыл ему, что на сей иконе он не раз сподоблялся видения блистания какого-то неземного света, разливавшегося на пречистом лике Господа.

Будучи ревностным блюстителем иноческого устава и монастырского благочиния, преосвященный Антоний имел особое попечение о монастырях.

Обозревая монастыри, он не оставлял без внимания братские кельи, посещал и трапезную, просфорные и другие помещения.

Преосвященный Антоний вел строгий, аскетический образ жизни, отличался твердостию духа, силой веры и глубоким убеждением в христианской истине, живой любовью к которой была наполнена его жизнь. Казанская паства признавала его за человека святой жизни. При всех прочих замечательных чертах он был человеком честности неподкупной, любил трудиться и старался все, что требовалось для домашнего обихода, сделать своими руками.

Преосвященный Антоний вел и большую литературную работу.

За свои богословские труды он был избран в разное время почетным членом Киевской и Московской духовных академий и Императорской Академии наук. Труды: Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви — 8-е изд. — Киев, 1862. Пастырское богословие. — Киев, 1851, ч. 1. Беседа сельского священника к прихожанам. — СПб., 1852; Киев, 1856; 1866. Описание жизни Киево-Печерского старца иеромонаха Парфения // Церковные ведомости. — 1905, № 9, с. 369. Последние часы жизни высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского // Церковные ведомости. — 1905, № 9, с. 369. Беседы об отношении Церкви к христианам.

О должностях приходских священников // Смоленские епархиальные ведомости. — 1866, № 3. Собрание слов, говоренных в Киево-Печерской лавре. — Киев, 1859; Казань, 1859. Слова к смоленской пастве. — Казань, 1870. Письма архиепископа Казанского Антония к ректору Черниговской семинарии архимандриту Евгению (впоследствии епископу). — Чернигов, 1908. Три тома образцовых проповедей и речей. Краткая исповедь отроков // Казанские епархиальные ведомости. — 1873. Устав женской общины // Казанские епархиальные ведомости. — 1877, № 22. Правила для училищ // Казанские епархиальные ведомости. — 1877, № 22. Речь при наречении во епископа // Известия по Казанской епархии. — 1878, № 8. Духовное завещание // Известия по Казанской епархии. — 1879, № 22. Пастырское послание // Христианское чтение. — 1874, сентябрь.

Циркуляры казанскому духовенству за 1864, 1865, 1867, 1868 гг. // Казанские епархиальные ведомости. — 1867, № 12; 1868, № 4, а также // Православное обозрение. — 1865, январь; 1864, июль. Отчеты обозрений епархии за 1866, 1867, 1868, 1869, 1870, 1871, 1872, 1873, 1875, 1876, 1877, 1878. Казанские епархиальные ведомости. — 1867, № 15; 1868, № 19, 20; 1869, № 13,16,17, 20, 24; 1870, № 17,20; 1871, № 22,23; 1872, № 14,15,16; 1873, № 14, 15, 16, 23; 1874, № 13, 14, 15, 16; 1876, № 14,15,16; 1877, № 4,5; 1878, № 6,11,12; 1879, № 11,12; 1877, № 13,14. Письма высокопреосвященного Антония // Казанские епархиальные ведомости. — 1912, №№ 27, 28, 29, 31, 32. Литература: Василевский С, архимандрит.

Высокопреосвященный Антоний Амфитеатров, архиепископ Казанский и Свияжский. — Казань, 1885, т. 1—2. Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Антоний архиепископ Казанский // Вера и Церковь. — 1899, т. 2, кн. 9, с. 590—628. Греков А. Воспоминание о покойном Владыке Казанском Антонии // Церковный вестник. — 1880, № 46. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 15—16,140—141. Никанор (Бровкович), архиепископ.

Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913, т. 1, с. 27. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. — СПб., 1889—1904, т. 1, с. 635, 970. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1403,1413. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 296, 300. Никанор (Каменский), архиепископ.

Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). — Казань, Церковное историческое общество, 1909, с. 224, 486, 487. Богословский Г. К., священник.

Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. — Казань, 1893, с. 96—100. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 11, с. 97—103, 107, 110; доп. т. 2, с. 382. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 11, с. 47—48. Церковный вестник. — 1895, № 50, с. 1647. Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1905, № 9, с. 365—373. Русский архив. — 1895, кн. 2, № 5, с. 77. — 1899, кн. 2, № 6, с. 209. Христианское чтение. — СПб., 1870, февраль, с. 337. — 1875, июль-декабрь, с. 509. — 1899, октябрь-декабрь, с. 621—626. Православное обозрение. — 1864, апрель, с. 230—231. — 1865, ноябрь, с. 76—77; декабрь, с. 107—109. — 1866, декабрь, с. 174. — 1868, ноябрь, с. 139—140; декабрь, с. 170—175, 343. — 1874, январь, с. 62. — 1885, сентябрь, с. 697—698. Православный собеседник. — Казань, 1879, т. 2, с. 317—393 (некролог). — 1897, июнь, с. 231. — 1899, январь, с. 1. — 1900, февраль, с. 213. — 1902, июль—август, с. 195; ноябрь, с. 618. — 1914, июль—август, с. 59. Казанские епархиальные ведомости. — 1867, № 4, с. 97; № 5, с. 174—176; № 7, с. 224. — 1868, № 6, с. 152—157,; № 7, с. 174—176; № 21, с. 598—600. — 1869, № 9, с. 279. — 1872, № 8, с. 243. — 1873, № 11, с. 348—351; № 22, с. 691. — 1876, № 13, с. 390—392. — 1877, № 11, с. 285—288. — 1878, № 8, с. 197,—204, 218. — 1879, № 15, с. 411, 618, 621, 660; № 22, с. 621—627. — 1883, № 6, с. 188,190. — 1885, № 24, с. 888. — 1886, № 7, с. 174—176. — 1897, № 1, с. 32. Известия по Казанской епархии. — 1899, № 1, с. 27. — 1907, № 42, с. 1313. — 1908, № 26, с. 811. Казанские епархиальные съезды за 50 лет // Казанские епархиальные ведомости. — 1913. Самарские епархиальные ведомости. — 1868, № 10, с. 196; № 17, с. 369. — 1876, № 4, с. 73. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 233. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 350. Письма Филарета, митрополита Московского. — Тверь, 1888, ч. 2, с. 122, пр. 5; с. 144, пр. 2; с. 168, пр. 1; с. 221, пр. 1; ч. 227, пр. 3; ч. 320, пр. 3. Труды Киевской духовной академии. — 1870, июнь, с. 1. — 1875, апрель, с. 249—251. — 1884, июнь, с. 258—292. — 1890, август, с. 611—612. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 889—891; т. 7, с. 721; т. 10, с. 620. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 195; т. 2, с. 1139, 2082. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 2, с. 857. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 216. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 17, 33, 50. Антоний Амфитеатров (до постр. Яков Гаврилович) — архиеп. казанск.; р. 1815, † 1879 г. {Половцов}