Антроповы

— из них известны: 1) Алексей Петрович — главный живописец Святейшего Синода, академик Имп. акад. худож., род. 17 марта 1716 г., † 23 июля 1795 г., был предпоследним ревизором иконописания при Св. Синоде, учитель знаменитого Левицкого, ученик Андрея Матвеева (Кобылина).

Уже с 15-ти лет А. учился живописи у разных мастеров и в 1739 г. принят учеником в Канцелярию строений; в 1752 г. послан в Киев для исполнения живописных работ в отстраивавшейся по проекту графа Растрелли церкви Андрея Первозванного, причем как образа для иконостаса, так купол и стены были писаны им самим без всякой посторонней помощи.

Успев окончить работу в четыре года (1752—1756), А. из Киева явился в Москву и там выполнил в месяц 2 плафона в Головинском дворце, где жила государыня.

Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера в живописи.

В портретах Алексей Петрович А. следовал манере Ротари.

Портрет посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма удачно написанный, составил А. хорошую репутацию в Петербурге, где к нему весьма охотно обращалась с заказами тогдашняя петербургская знать. Заслужив известность, А. был приглашен Шуваловым в Москву на службу в университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств, но так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова А. П. Антропов определен был (1761) в Синод живописцем, на обязанности которого лежало наблюдение за копировщиками икон, с жалованьем по 600 руб. в год, для того времени очень большим.

К коронации Екатерины II А. в числе других живописцев отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в писании эпизодов коронования.

Тогда он написал портрет императрицы в белом платье во весь рост, с регалиями, в порфире и короне.

Оригинал сохраняется в Синоде в числе 8 произведений А. П., который до конца своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и портреты. — 2) Младший брат предыдущего, Николай Петрович А., — ученик Гриммеля, состоял с 1758 г. при дворе Елисаветы Петровны в должности рисовальщика украшений банкетных столов, что ярко характеризует роскошь двора Елисаветы.

Михаилом Ив. Бельским превосходно написан портрет А., находящийся в Академии художеств, но на этом портрете художник изображен слишком моложавым. — 3) А. Василий Ионыч — помощник попечителя Казанского учебного округа, из наставников, заслуженный педагог род. 1801 г. и † 1879 г. — 4) А. Лука Николаевич, драматический писатель и беллетрист, род. в СПб. 16 октября 1843 г., † 1884 г., 14 сентября, в Москве.

Лучшие его произведения: "Блуждающие огоньки" (комедия в 5 д., 1878 г.), "Очарованный сон", "Гордое сердце" (комедии в 3 действ.) и "Ванька Ключник" — драм. эскиз в 4 д., — все литографированные и игранные успешно на любительских сценах.

Писал он также разборы драматических и критику беллетристических произведений, работая в СПб. в "Библ. для чт." при издательстве (Боборыкина) и в "Заре", а в Москве — в "Русской речи" и "Москов. ведомостях". {Брокгауз}