Апухтин Алексей Николаевич

Апухтин Алексей Николаевич — современный поэт; род. 14 ноября 1841 в г. Болхове Орловской губ., происходит от древней дворянской фамилии, вышедшей из Франции; окончил курс в училище правоведения в 1859 г.; А. пишет немного, но его лира весьма симпатична; не становясь в область политических бойцов, он воспевает любовь, но не страстную, а тихую. Собрание его стихотворений изд. в Петербурге в 1886 г. {Брокгауз} Апухтин, Алексей Николаевич (дополнение к статье) — поэт. † 17 августа 1893 г. Библиография.

Первые юношеские стихотворные опыты А. ("Эпаминонд", "Подражание арабскому") появились в "Русском Инвалиде" (1854—55 гг.). В 1858—61 гг. стихотворения А. ("Деревенские очерки" и др.) печатаются в "Современнике", затем в продолжение 7 лет поэтическая деятельность А. прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений ("Ниобея", "Реквием", "Год в монастыре", "Ночи безумные", "Моление о чаше", "Старая любовь" и др.). В 1872 г. в "Гражданине" без подписи напечатано стихотворение "Недостроенный памятник". С 1884 г. А. стал помещать свои произведения в "Вестнике Европы", "Русской Мысли" и "Северном Вестнике". К этому времени относятся поэмы А. ("Письмо", "Старая цыганка", "С курьерским поездом") и лучшие его лирические произведения ("Венеция", "В убогом рубище" и др.), из которых многие переложены на музыку.

В последние годы А. написаны несколько повестей: "Дневник Павлика Дольского", "Из Архива графини Д.", "Между жизнью и смертью", драматическая сцена "Князь Таврический". Все эти произведения вышли в свет лишь после его смерти.

Первый сборник стихотворений А. появился в 1886 г. и имел 3 издания. "Сочинения" в 2 томах имел 4 изд. Ср. К. К. Арсеньев, "Критические этюды"; С. А. Венгеров, "Крит.-биогр. Словарь"; Коробка, в "Рус. Мысли" (1898, № 6); Скабичевский, в "Рус. Мысли" (1895, № 5); M. Протопопов, в "Рус. Богатстве" (1896, № 2); А. Бороздин, "А. Н. Апухтин" (СПб., 1895). {Брокгауз} Апухтин, Алексей Николаевич (1841—1893) — поэт; дворянин; учился в училище Правоведения; служил в министерстве юстиции и в министерстве внутренних дел. Вел широкую, светскую жизнь. Литературную деятельность А. начал еще в школе; первые стихи напечатаны им в 14-летнем возрасте.

В 1859 в "Современнике" появились "Деревенские очерки" (десять стихотворений), обратившие на себя внимание Тургенева и Некрасова.

Затем в течение целых десяти лет А. не выступает в печати и только в 80-х гг. вновь привлекает к себе внимание поэмой "Год в монастыре". На литературную деятельность А. наложило решающую печать и его стародворянское происхождение, и воспитание в привилегированном училище, служба чиновником особых поручений, "прожигание жизни", великосветские и придворные отношения.

Этим определились и дебюты "патриотическими" стихотворениями, добровольное удаление из разночинских журналов в бурные 60—70-е годы, возвращение в литературу в эпоху упадка общественного движения и бытовой материал произведений А.: великосветская жизнь в таких произведениях, как "Год в монастыре", "Дневник Павлика Дольского", "Из архива графини Д***". Такова же и лирика А. — постоянно возвращающаяся к теме неудачной любви и проникнутая настроениями стареющего светского человека, скептика, ищущего покоя. В лирике А. всего сильнее (некоторые стихотворения положены на музыку), на втором месте его поэмы; всего слабее проза. "Стихотворения" А. отдельным изданием появились в 1886 (потом еще два издания).

Сочинения в 2-х тт., изд. 7-е, СПб, 1912. Лит.: Языков, Д. Д., Обзор жизни и трудов рус. писателей, выи. XIII (1916); Коробка, Н., Очерки литературных настроений, П., 1903; Сборник "Из истории новой русской литературы", М., 1910 (статья В. Шулятикова).

Н. Пиксанов.

Апухтин, Алексей Николаевич [1840—1893] — русский поэт-лирик. По рождению А. принадлежал к старинному дворянскому роду, воспитывался в привилегированном училище правоведения; в личной жизни был тесно связан с великосветским петербургским обществом.

А. — эпигон "светского" стиля поэзии, ведущего свое происхождение от литературы эпохи Пушкина.

В сборнике стихотворений А. встречаются типичные для этого стиля классические мотивы ("Греция", "Подражание древним" и др.), идиллическое изображение деревни ("Вечер", "Проселок"), патриотические и исторические темы, послания к друзьям, стихи на разные случаи, эпиграммы и пародии.

Довольно часто А. обращался к теме о призвании поэта, являясь горячим поклонником "чистого искусства" и врагом "гражданского" служения в поэзии ("К поэзии", "Музе", "Дилетант"). Но главной темой лирики А. является интимная тема неудачной, разбитой любви, определившей собою меланхолическую настроенность поэта. Крупнейшее произведение этого рода — поэма "Год в монастыре". Чувство одиночества, надвигающейся старости и смерти, грусть воспоминаний проникают лучшие по искренности и простоте стихотворения А. Музыкальные по форме, часто снабженные рефренами, стихи А. иногда приближаются к песне и не случайно многие из них положены на музыку.

Слабее более длинные стихотворные произведения, своего рода психологические этюды, рассказы в стихах, не чуждые сентиментальности и мелодраматизма (напр.: "Перед операцией", "Из бумаг прокурора" и др.). В прозе А. писал мало. Центральные фигуры его повестей — светские люди, неудачники в личной жизни, понявшие ничтожество окружающей их среды и ищущие спасения в глуши родовых усадеб ("Дневник Павлика Дольского", "Неоконченная повесть" и др.). Библиография: I. Стих. А. 2 тт. (1-е изд., 1886; 7-е изд., СПб., 1912). II. Перцов П., Филос. течения в русск. поэзии, изд. 2-е, 1899; Волынский А., Сб. "Борьба за идеализм", 1900; Коробка Н., Очерки литературных настроений, СПб., 1903; Шулятиков В., Этапы новой лирики, об. Из. ист. нов. русск. литературы, М., 1910; Языков Д., Обзор жизни и трудов русск. пис., вып. XIII, 1916; Венгеров, Русская литература XX в., изд. т-ва "Мир", вып. I, М., 1924; Арсеньев, Критич. этюды по русск. литературе, т. II. {Лит. энц.}