Аренский Антон Степанович - Биография

Аренский Антон Степанович

Аренский Антон Степанович — профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании курса в которой занимался первоначально у покойного К. К. Зике, а позднее поступил в петербургскую консерваторию для специального изучения теории композиции, где и окончил свое музыкальное образование.

Теорию музыки А. изучал у профессоров Иогансена и Римского-Корсакова.

В 1882 г. он окончил курс по классу практического сочинения у проф. Римского-Корсакова, награжден (малою золотою медалью) за экзаменную задачу, состоявшую из кантаты на текст "Лесного царя" и концертной увертюры.

В настоящее время А. состоит профессором теории композиции в Московской консерватории.

Композиторская деятельность А. довольно обширна; он написал симфонию, квартет, фортепьянный концерт, сонату для двух роялей, оперу "Сон на Волге" на текст, заимствованный из драмы А. Н. Островского, увертюру "Маргарита Готье", торжественный марш (на 50-летний юбилей А. Г. Рубинштейна), две пьесы для виолончели, пьесы для фортепиано (числом девять, в двух разных изданиях) и несколько вокальных сочинений. {Брокгауз} Аренский, Антон Степанович (1861—1906) — композитор.

Происходя из музыкально одаренной семьи, А. уже в раннем детстве проявлял большую склонность к музыке и творческие способности; в 1882 блестяще кончил курс петербургской консерватории и вскоре был приглашен в московскую консерваторию преподавать музыкально-теоретические предметы — гармонию, контрапункт, композицию; помимо занятий в консерватории, А. уделял много внимания хоровой деятельности.

Творчество А. обнимало почти все роды муз. искусства; им написано три оперы: "Сон на Волге" (1892), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1899), балет "Ночь в Египте" (1900), две симфонии, несколько других сочинений для оркестра, ряд камерных произведений (трио, квартеты, квинтет), больше 80 пьес для фортепиано (в том числе фортепианный концерт), ок. 50 романсов и дуэтов, хоровые сочинения, музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (соло, хоры, оркестровые номера).

А. является в своих сочинениях представителем академизма со всеми его характерными сторонами: постоянное и упорное благозвучие, вырождающееся иногда в чисто внешнюю красивость, мастерство и приглаженность изложения, стройность и законченность формы, отсутствие шероховатостей в гармонии.

Влияние Чайковского очень заметно, но отражение в творчестве А. нашли себе не пафос и трагизм Чайковского, а его лиризм и изящество.

Наиболее ценное А. оставил в своих небольших произведениях для фортепиано, а также в романсах, в которых наиболее полно выявились лучшие стороны его дарования; многие из этих сочинений переизданы и за границей.

Оперы А. не удержались в репертуаре.

Как результат педагогической деятельности А., после него осталось "Руководство к практическому изучению гармонии", переведенное и на нем. яз., "1000 задач" к этому учебнику и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки" (вышли 2-м изд. в 1900). М. Иванов-Борецкий.

Аренский, Антон Степанович (род. 12.VII.1861 в Новгороде, ум. 25.II. 1906 в санатории близ Перкиярви, ныне Кирилловское, Карельский перешеек) — рус. композитор, пианист, дирижер, педагог.

Музыкой начал заниматься с 7 лет (уроки фп., в 9 лет первые попытки сочинения).

Муз. образование получил в Петерб. консерватории (1879—82) у Н. Римского-Корсакова.

В 1882 переехал в Москву.

В 1883—95 проф. Моск. консерватории, рук. Моск. отделения Русского хорового общества; выступал в концертах как пианист и дирижер.

В 1895 возвратился в Петербург, где в 1895—1901 был упр. придворной Певческой капеллой.

Лауреат премии им. М. Глинки (1904, 1905). Находился в дружеских отношениях с П. Чайковским, С. Танеевым и др. В числе его учеников С. Рахманинов, Г. Конюс, А. Корещенко, А. Гольденвейзер и др. Творчество А., опирающееся на лучшие традиции рус. муз. классики, преимущ.

Чайковкого и Могучей кучки, отмечено лиризмом, мелодичностью (в истоках во многом связанной с рус. народной песенностью), поэтичностью, изяществом, совершенством формы, разнообразием жанров.

Соч.: оперы "Сон на Волге" (1890), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1904); музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (1899), "Буре" Шекспира (1905); балет "Ночь в Египте", позднее — "Египетские ночи" (соч. 1900, пост. 1908); баллада "Кубок" для сол., хора и орк. (1902); 2 симфонии (1883, 1889), Сюита, марш "Памяти Суворова" и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1882), для скр. (1901) с орк., Фантазия на темы И. Рябинина для фп. с орк. (1899); Фп. квинтет, 2 квартета (1888, 1894), 2 фп. трио (1894, 1905); соч. для фп., в т. ч. 5 сюит для фп. в 4 руки (в т. ч. "Силуэты"), циклы "У моря", "Арабески", "Наброски на забытые ритмы", 24 пьесы и др.; св. 70 вок. произв., в т. ч. романсы "Не зажигай огня", "Я ждал тебя", "Знакомые звуки", "Угаснул день", "Я люблю тебя", "В тиши и мраке", "Я видел смерть", "Сновидение", баллады "Менестрель", "Старый рыцарь" и др., вок. анс., хоры; мелодекламации на ст. в прозе Тургенева и др.; учебники гармонии (1891), анализа муз. форм (2 ч., 1893—94), сб. задач по гармонии (1897).