Асмус Валентин Фердинандович

[18(30).12.1894 — 05.06.1975] — философ, спец. в обл. истории филос., логики, эстетики, теории культуры.

Род. в Киеве. Со стороны отца был потомком обрусевших немцев.

Закончил в 1919 ист.-филол. ф-т Киевского ун-та по отделению филос. и рус. словесности.

С этого вр. — на пед. и науч.-иссл. работе, сначала в киевских вузах, а с 1927 в Москве — в Ин-те Красной профессуры, в Академии ком. воспитания им. Н.К.Крупской, в МИФЛИ, где он читал лекции по истории филос. В 1918 за иссл. филос. взглядов Л.Н.Толстого и Б.Спинозы ему была присуждена премия им. Л.Толстого.

Во второй половине 20-х гг. был одним из организаторов науч.-иссл. работы в Ин-те филос. Ком. академии: был членом бюро секции современной филос. (в это бюро входили еще Я.Э.Стэн и Г.К.Бам-мель); в подготавливавшейся в те годы "Философской энциклопедии" был одним из руководителей отдела "Современная философия" (см.: "ПЗМ". 1929. № 1. С.203, 206). В 30-х гг. опубликовал ряд литературоведческих работ, посвященных Гете, Толстому, Лермонтову, где талант писателя сочетался с глубиной филос. анализа.

С 1939 — проф. кафедры филос. МГУ. С 1940 — д-р филос. наук. Ст. н. с. Ин-та мировой литературы (с 1956). С 1968 — ст. н. с. ИФ АН СССР. Как вспоминает проф. МГУ Б.Г.Сафронов, слушавший в молодые годы лекции этого ученого, А., читавший курсы практически по всем разделам европ. филос., поражал своих слушателей общей академической культурой, "на фоне современной ему филос. публицистики он казался человеком не совсем современным". Один из авторов и ред. "Истории философии" (М., 1940—1943); лауреат Гос. премии (1943). Всеобщее признание заслужила обширная деятельность А. в обл. истории филос. В его трудах представлены иссл. по истории античной филос. А. занимался досократиками, атомистическим материализмом, Платоном, Аристотелем, римским эпикуреизмом.

Иссл. филос. XVII—XVIII вв. Его внимание привлекали Ф.Бэкон, Декарт, Спиноза.

Наибольший интерес вызывала нем. класс. филос., в особенности филос. Канта. Согласно завещанию, А. был похоронен с графическим портретом И.Канта в руках. Особую линию иссл. А. составили филос. и эстетика в России.

Ряд его работ посвящен А.С.Пушкину, П.Я.Чаадаеву, А.С.Грибоедову, М.Ю.Лермонтову, Л.Н.Толстому, Н.Г.Чернышевскому, философам рус. символизма, К.С.Станиславскому, А.Н.Скрябину.

Автор многих статей для энциклопедических изд. (БСЭ, ФЭ, Литературная энциклопедия и др.). Нельзя не отметить гуманистическую направленность его филос., культурол., литературоведческих трудов, утверждавших право человека на духовность, на творч. жизнь и индивидуальную свободу.

В этом отношении характерна, напр., его статья "Шиллер об отчуждении в культуре XVIII в.", где А. дает глубокий анализ сущности и причин отрицательного воздействия на человека и на развитие культуры разделения труда, специализации в разл. обществ. формациях, особенно при капитализме.

Он утверждал, что узкий профессионализм труда ведет к "искалечению личности", обусловливают "трагизм личности, разорванной между естественным... и законным стремлением к всесторонности, гармоничности... всех потребностей, запросов, всех сторон дух. жизни и между вынужденным чрезмерным развитием какой-нибудь... одной узкой способности в ущерб всему остальному, живому,., но подавленному и неудовлетворенному..." (Историко-философские этюды. С.140—183). Анализируя "Письма об эстетическом воспитании человека" Шиллера, разделяя его отрицательное отношение к враждебным человеку последствиям разделения труда ("вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам становится обрывком своего занятия, своей науки"), А. вскрывает и ист. ограниченность филос. сознания той эпохи (Шиллер, напр., видел выход из создавшегося положения в эстетич. воспитании человека).

А. показывал исторически преходящий характер отчуждения.

Он был убежден, что в будущем благодаря развитию социокультурных и экон. факторов отчуждение постепенно будет преодолено (см., напр., работу 1926. С.73—75). Большое значение имела написанная А. "Логика", вышедшая в 1947,— она была "в сущности, первой работой по формальной логике, вышедшей после долгого периода, в течение к-рого у нас вообще не выходили никакие труды по формальной логике.

Это была эпоха нигилистического отрицания формальной логики, недооценки ее теор. и педагогического значения" (Предисловие // Избранные философские труды. T.I. M., 1969. С.5). Кн. широко использовалась в качестве учебного пособия в вузах, положила начало изд. науч.-пед. литературы по логике в послевоенный период.

Существенное влияние на разработку проблем док-ва и аргументации оказала кн. А. "Учение логики о доказательстве и опровержении". А. был заслуженным деятелем науки РСФСР, членом Междунар.

ИФ в Париже.

Как человека, педагога и ученого его характеризовали безупречная интеллигентность, личная честность и бескомпромиссность, высокий профессионализм, преданность творч. Соч.: Диалектический материализм и логика.

Киев, 1924; Противоречия специализации в буржуазном сознании // ПЗМ. 1926. № 9—10; Логическая реформа А.Богданова (По поводу доклада А.Богданова "Пределы научности рассуждения") // В. Ком. Академии. 1927. Кн.22; Этика Спинозы // ПЗМ. 1927. № 2—3; Диалектика в системе Декарта // В. Ком. академии. 1928. Кн.25; Диалектика и антиномии Канта. Там же. 1928. Кн.29; Диалектика Канта. М., 1929; В защиту вымысла ("литература факта" и факты литературы) // Печать и революция. 1929. II; Очерки истории диалектики в Новой философии.

М.—Л., 1930; К вопросу о логике естественных и исторических наук // Научное слово. 1930. № 6; Эстетика Гегеля // Литература и марксизм. 1931. № 6; Философия фашизирующейся Германии: Освальд Шпенглер и его философия истории // Социалистическая реконструкция и наука. 1932. № 5, 6, 7; Маркс и буржуазный историзм.

М.—Л., 1933; Гете в "Разговорах" Эккермана // Эккерман И.Н. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.—Л., 1934; Н.Г.Чернышевский как диалектик // ПЗМ. 1939. № 5; Круг идей Лермонтова.

М., 1941; Логические законы мышления // ПЗМ. 1944. № 4—5; Логика.

М" 1947; Учение логики о доказательстве и опровержении.

М., [1954]; Декарт.

М., 1956; Шиллер как философ и эстетик // Шиллер.

Собр. соч. в 6 т. М., 1957; Демокрит.

М., 1960; Немецкая эстетика 18 в. М., 1963; Проблемы интуиции в философии и математике.

М., 1965; Избр. философские труды. Т. 1—2. М., 1969—1971; Иммануил Кант. М., 1973; Платон.

М., 1975; Античная философия.

М" 1976; В.С.Соловьев: Опыт философской биографии // ВФ. 1988. № 6; Философия в Киевском университете в 1914 — 1920 гг. (Из воспоминаний студента) // ВФ. 1990. № 8; Философские задачи Логики (лекция pro venia legendi) // Путь. 1995. № 7 (материал из семейного архива);

О творчестве Мусоргского (Вступительное слово перед концертом 26.02.1921) // Там же (из семейного архива);

Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // ВФ. 1995. № 1. А.П.Алексеев Асмус, Валентин Фердинандович Род. 1894, ум. 1975. Философ, автор трудов по истории философии, теории и истории логики, эстетики и литературоведения.

Доктор философских наук, профессор МГУ с 1939 г. Лауреат Государственной премии СССР (1943).