Балашов Лев Евдокимович

(р. 10.10.1944) — спец. в обл. метафилос., гносеологии, политол.; канд. филос. наук., доц. Род. в Москве.

Окончил в 1969 филос. ф-т МГУ и филос. асп. (1975). Работал ст. н. с. НИИ Госстандарта, преподавал в ряде вузов филос. и логику.

В наст. вр. — доц. Моск. гос. ун-та инж. экологии.

Канд. дисс. (1980) — "Познавательные и практические функции категории “качество”". В 1997 издавал ж. "Категории". Б. выдвинул концепцию категориальной картины мира, категориальной (собственно философской) логики.

Эта концепция продолжает линию Аристотеля—Гегеля в разработке филос. категорий (иссл. категорий мышления и категориальных определений мира). Им выявлен особый тип отношений между категориями — соответствия и антисоответствия, разработана таблица этих отношений.

По мнению Б., соответствия между категориями таковы, что одни и те же фундам. свойства категорий повторяются в ином обличье в каждом категориальном семействе.

Пример категорий, соответствующих друг другу: всеобщее и бесконечное, закон и необходимость.

Пример антисоответствующих категорий: всеобщее и конечное, закон и случайность.

Б. выдвинул также идею существования двух типов категориальной логики: универсальной и органической.

В первом случае имеет место взаимозависимость противоположных категорий, предполагающая наличие промежуточного, переходного звена между ними. Во втором имеет место взаимоопосредствование (органический синтез) противоположных категорий (триада "тезис-антитезис-синтез"). В дополнение к обычному языку философствования (в виде цепи рассуждений) Б. разработал язык наглядно-схематического представления категорий-понятий и их соотношений.

По мнению Б., мышление не является познавательной способностью, а объединяет на идеально-психическом уровне познавательную и духовно-практическую (преобразовательную) формы деятельности.

Б. выдвинул идею трех способностей мышления (ума, рассудка, разума).

Ум и рассудок противоположны как противоположны интуиция и логика.

Разум — их органический синтез.

Ум ярок, рассудок ясен, разум глубок.

Б. разработал реалистическую (нерелиг.) концепцию взаимоотношения смерти и бессмертия.

Он критикует одностороннюю т. зр. на жизнь только как на смертную или бессмертную, обосновывает идею "делания" бессмертия, показывает сложный характер этого "делания". Анализируя феномен реального бессмертия, Б. приходит к выводу, что наряду с потенциальным существует актуальное бессмертие.

В концентрированном виде осн. идея концепции выглядит так: абсолютное индивидуальное бессмертие невозможно, но возможно и реализуемо бесконечное приближение к идеалу абсолютного бессмертия.

Соч.: Жизнь, смерть, бессмертие.

М., 1996; Как мы думаем? М., 1996; Мир глазами философ а. (Категориальная картина мира). М., 1997; Критика марксизма и коммунизма.

М., 1997; Что такое философия ? М., 1998; Соответствия и антисоответствия между категориями. (Проблемы категориальной логики).

М., 1998; Либерализм и свобода.

М., 199% О любви. М., 2000; Гуманистический манифест.

М, 2000; Практическая философия.

М., 2001.