Балханов Валерий Александрович

(р.13.07.1945) — спец. по филос. вопросам математики и филос. науки; д-р филос. наук, проф. Заслуженный деятель науки Республики Бурятия, акад. Междунар. академии информатизации.

Род. в с. Тарбагатай Тарбагатайского р-на Бурятской АССР. Окончил Бурят, пед. ин-т (физ.-матем. ф-т, 1969), асп. МОПИ им. Н.К.Крупской (1975). С 1970 — асс., с 1978 по 1991 — ст. преп., доц. кафедры филос. Бурят, гос. пед. ин-та. С 1991 — проф. кафедры филос., зав. кафедрой культурологии; с 1993 по 1996 — проф., зав. кафедрой филос. Бурят, гос. ун-та. В наст. вр. — проф. кафедры филос. Бурят, гос. ун-та. Докт. дисс. — "Взаимосвязь социокультурных и логико-методологических оснований математизации науки" (1990). В осн. трудах развивается идея имманентного содержания "математических" характеристик в науке. Предмет математики интерпретируется как специфическая представленность качества в количестве, как измерение "качества". Сущность математизации определяется как функционирование особой "субстанции" математизации — деятельности измерения, конкретный тип к-рой и является основанием исторически изменяющегося предмета математики.

Деятельность измерения, представляя собой превращенную форму предметной деятельности, детерминируется социокультурными факторами, прежде всего категориальным строем мышления, мировоззренч. парадигмами эпохи. Деятельность измерения, являясь конкретно-всеобщим основанием математизации науки, синтезирует матем. познание с познанием человеч. об-ва. Математизация, понимаемая в широком культурном, ист. и гуманист. измерениях, представляет одно из важнейших средств гуманизации науки и рационализации человеч. деятельности.

Концепция деятельностно-мерной методол. определения природы, сущности матем. знания как моделирования реальности, выделение основополагающего принципа матем. моделирования — принципа мерности, показывают, что через матем. моделирование в познание инте-риоризуется понятие диалога — коэволюц. императива для решения глоб. проблем.

На основе понятия "переменной" структуры (аналога переменной Р.Декарта) выявлена тенденция развития совр. математики в сторону ее информатизации.

В рамках информац. математики, конкретизирующей коэволюционную модель отношения человека к миру, матем. моделирование обретает функцию гуманизации совр. науч. познания, не отрицая человека, а возвышая его до уровня существа космо-планетарного масштаба.

Синтез математики, синергетики, теории информации в рамках информац. математики предполагает соответствующее мировоззренч. основание, восходящее к целостному мировоззрению, преодолевающему рамки узкого партикуляризма ортодоксальных материализма и идеализма.

Совр. наука предполагает в качестве основания универсализм совр. филос., адекватной экол.-информац. об-ву будущего.

Целостное мировоззрение восстанавливает паритетность духа и материи, человека и природы.

Основные принципы целостного мировоззрения, синтезируя и трансформируя идеи paideia, epimeleia и у-вэй, соответствуют парадигмальным установкам постиндустриального об-ва, образованию XXI века, концепции устойчивого развития.

В содержательном плане эти принципы конгениальны системности, неклассической онтологии, неклассической диалектике и онтол. истине.

Соч.: Философско-методологические основы математизации знания.

Улан-Удэ, 1986; Основания математизации науки. В 2 ч. Улан-Удэ, 1995; Мировоззренческие ориентации развития современной науки. Алма-ты, 1993 (Глава 3 — Мировоззренческая ориентация феномена математизации современной науки). [В соавт.]; Современная наука в поисках мировоззренческих оснований // В. Бурятского государственного университета.

Сер.5. Вып.1. Улан-Удэ, 1997; Целостное мировоззрение и воспитание личности на рубеже XX и XXI вв. // Мировоззрение и воспитание личности на рубеже веков. — Улан-Удэ, 1998; Синергетика и целостное мировоззрение // В. Бурятского государственного университета.

Сер.5. Вып.3. Улан-Удэ, 1999; Онтология человека в контексте устойчивого развития // Человек в современных философских концепциях.

Волгоград.

Ч.1. 2000; Проблема бытия человека и современная медицина (метафизический контекст) // В. Томского государственного пед. университета.

Сер.: "Гуманитарные науки" (филос). Томск, 2000.