Бари Вениамин

— крещеный русский еврей. В 1843 г. он написал брошюру, в которой заявлял, что не было акта большей гуманности, чем последовавшее в то время распоряжение об удалении евреев в России из пятидесятиверстной пограничной полосы, но вместе с тем он старался в той же брошюре вызвать к себе доверие со стороны единоверцев (Allgemeine Zeitung des Judenthums, 1843 г., стр. 698). В том же году Б. представился министру финансов Канкрину при проезде последнего через Кенигсберг, и, вручив ему свое сочинение о быте евреев и их законах, просил определить его на службу для поручений по еврейским делам. Канкрин обратился (декабрь 1843 г.) по этому поводу к министру народного просвещения Уварову, по инициативе которого тогда вырабатывалась и проводилась реформа в области образования еврейского юношества, но ходатайство было оставлено без движения.

Тогда Б. прибыл в Петербург и привез Канкрину письмо Александра Гумбольдта, сообщавшего, что он уже в течение многих лет интересовался этим даровитым молодым человеком, который благодаря стремлению оказать своему глубоко павшему народу пользу бескорыстным трудом, направленным к его духовному возрождению, разошелся с еврейством; его брошюра "Zeitgemasse Gedanken uber die Emancipation der Menschen", долженствовавшая называться "О состоянии польских и русских евреев" (1843), свидетельствует о его внутренней борьбе; теперь Б. принимает христианство (Гумбольдт был, вообще, против крещения; см. "Вестник русск. евреев", 1871 № 24), и это дает возможность определить его на службу; знакомство с еврейством может сделать его полезным.

Ввиду этого Канкрин вновь (март 1844 г.) обратился к Уварову с прежней просьбой, причем Б., уже принявший христианство, лично передал письмо Канкрина Уварову; но и это ходатайство не было удовлетворено; записка, составленная по этому поводу в министерстве, гласила: "Бари известен как жаркий противник талмудизма и сочинил даже книжку против евреев, а теперь принял христианскую веру. По принятой министерством системе образования евреев в настоящее время не предвидится случая к определению Бари по делам еврейским". Отрицательное отношение Уварова к сотрудничеству крещеных евреев еще яснее было выражено в письме к Канкрину: для образования евреев признано необходимым обратиться к содействию самих же евреев, а Б. принял христианскую веру. В 1846 г. Б. (домашний учитель) просил министерство возвратить ему письмо Канкрина и копию письма Гумбольдта, но в этом было отказано (Рукописные материалы).

Ю. Г. {Евр. энц.}