Беринг Витус

Беринг Витус (или Иван Иванович, как его звали на Руси) — капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого названы пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев).

Первый исследовал северные берега Камчатки, восточную часть Азии, остров Св. Лаврентия, остров Св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь островов Алеутских, острова Шумагинские, Туманные, северо-западную часть Америки и бухту Св. Илии. Б. родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу вступил в 1704 г., с чином унтер-лейтенанта.

Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Б. был лейтенантом, а в 1710 г. — капитан-лейтенантом.

Неизвестно только, в каких морях он плавал в это время и сам ли командовал судами или находился под командой. 1714—16 гг. Б. провел все почти время на море, побывал и в Копенгагене, и в Архангельске.

С 1716 г. по 1723 сведений о жизни Б. нет. Под 1723 г. в журналах адмиралтейств-коллегии находится постановление об отставке Б., которую он просил, не добившись желаемого им чина капитана первого ранга. Но в следующем году император отдает приказание коллегии пригласить снова на службу Б. и дать ему чин капитана 1-го ранга. С этого (1724) года Б. неизменно служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, поставленного ему великим преобразователем : "соединяется или нет Азия с Америкой". С этим вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру голландские ученые во время его пребывания в Голландии, в 1717 г. ту же просьбу к Петру повторила и Парижская академия наук. Отзывчивый преобразователь сочувственно отнесся к их просьбе, но политические события заставили его отложить выполнение этого дела до 1725 года. 23 декабря 1724 г. он собственноручно написал следующую инструкцию для начальника экспедиции Витуса Беринга: 1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами, 2) на оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америка, 3) для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской проведать от него, как оный кусть называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюды". 24 января 1725 г. выехал из Петербурга спутник Б. — Чириков со своей командой. 8 февраля прибыл он в Вологду, где через неделю к нему присоединился Б. с другими членами экспедиции.

Число всех чинов-участников в экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся в Тобольске и Охотске, простиралось до 20, а всего под командой Б. было человек около 100. Из них, как более выдающихся и оставивших свои "юрналы", следует назвать, кроме упомянутого лейтенанта Алексея Чирикова, гардемарина, впоследствии мичмана Петра Чаплина и лейтенанта Мартына Шпанберга. — Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция, получившая название первой камчатской экспедиции, прошла в 43 дня. После месячного отдыха она на 11 дощанниках продолжала путь по Иртышу. 23 мая Чаплин с отрядом в 10 человек был отправлен вперед, по направлению к Якутску.

Все почти лето 25 года команда провела в дороге.

Прозимовав в Илимске, откуда был послан Шпанберг с отрядом из 39 человек в Усть-Кутский острог на Енисее, для постройки 15 барок, Б. 26 мая 1726 г. на новых судах поплыл вниз по Енисею. 16 июня Б. прибыл в Якутск и только 30 июля 1727 г., на третий год по отправлении из Петербурга, он наконец прибыл в Охотск, откуда должно было начаться настоящее путешествие.

Запасшись здесь провиантом и новыми судами, экспедиция 22 августа вышла из Охотска и морем через две недели прибыла в Большерецк (на Камчатке).

Отсюда сухим путем отправилась в Нижнекамчатск, куда прибыла 11 марта 1728 г., употребив на весь путь (в 883 в.) около 2 мес. Нагрузив в Нижнекамчатске провиантом бот — "Св. Гавриил", построенный там же, — Б. со всей своей экспедицией сел на него и 13 июля 1728 г. вышел из устья р. Камчатки в море, держась северного направления между Азией и Америкой.

Проведя более месяца в морском плавании между незнакомыми ему совершенно берегами, Б. достиг наконец 67° 18'' с. ш. и, убедившись здесь на основании показаний чукчей, что далее берег простирается к западу и что, стало быть, "нельзя Азии соединяться с Америкой", почел свою миссию выполненной и с согласия всех членов экспедиции, боявшихся "попасть нечаянно в лед", повернул назад. 2 сент. 1728 г. Б. был уже в устье Камчатки, где зимовал, и 5 июня следующего года поехал по морю на В., но, не встретив на 200-верстном (по его расчету) расстоянии от берега Камчатки земли, повернул обратно, обогнул м. Лопатку и 3 июля зашел в Большерецк.

Через 20 дней был уже в устье р. Охоты, откуда и направился в обратный путь, в Петербург, в который прибыл 1 марта 1730 г. Здесь он представил правительству свой журнал, карты и два предложения, в которых, между прочим, высказывал желание о снаряжении новой экспедиции для исследования сев. и сев.-вост. берегов Сибири.

Адмиралтейств-коллегия, которая рассматривала его журнал и карты, хотя и не совсем доверяла сделанному открытию Б., тем не менее ввиду "трудности экспедиции" исходатайствовала ему чин капитан-командора и денежную награду — в размере 1000 рублей.

Одобрены были сенатом и адмиралтейств-коллегией и "предложения" Б., а за этим одобрением последовало (28 дек. 1732 г.) и высочайшее разрешение назначить новую экспедицию, известную под именем второй камчатской экспедиции.

Целью ее было поставлено исследовать берега Ледовитого океана от Двины на В. до пролива между материками и морем проплыть в Америку.

Для лучшего выполнения этой цели экспедиция разделилась на несколько отрядов.

Один из них, под начальством Муравьева и Павлова, занялся исследованием берегов от устья Двины до Оби. В течение 1734—35 гг. им удалось дойти только до Мутной губы. В следующем году Муравьева, отданного под суд вместе с Павловым за "непристойные проступки", сменил лейтенант Малыгин, который в сентябре 1737 г. достиг наконец устья реки Оби. Другой отряд, которому было назначено проплыть от устья реки Оби до Чукотского Носа, находился под начальством лейтенанта Овцына.

Но последнего как-то постоянно заставала зима в момент отплытия, и в течение всех трех годов (1735—1737 г.) ему только в последний год удалось вверх по Оби добраться до 72° 30'' с. ш. Из других участников этого отряда, выступавших для самостоятельных исследований, следует указать на лейтенанта Прончищева, которому удалось добраться до устья Таймыра (1736 г.), Лассениуса, погибшего вместе с значительной частью своего отряда в Харудах, между Яной и Индигиркой (1735 г.), и лейтенанта Лаптева, имеющего едва ли не более всех участников (после Чирикова) Второй камчатской экспедиции прав на память о нем, как о энергичном, деятельном и счастливом путешественнике.

После неудачной попытки в 1736 г. пробраться из Якутска в Камчатку, что имел в виду и Лассениус, Лаптев по предписанию сената в 1739 г. 29 июня вышел из Лены и в конце августа достиг у. Индигирки, зимовал здесь и с наступлением лета поплыл вдоль берегов до Колыми, откуда в 1740 г. пришел пешком через Анадырский острог в Якутск.

Наконец, выполнение, так сказать, третьей задачи — проплыть морем в Америку — легло на самого Беринга.

Он выступил из Петербурга в начале 1733 г., но за дальностью пути, медленностью в перевозке множества припасов и, наконец, вследствие препятствий, встреченных в Охотске при строении четырех мореходных судов, мог выйти в море из Охотска только в сентябре 1740 года. Придя в Петропавловскую гавань, он остался здесь зимовать. 4 июня 1741 г. вышел Б. в море на двух судах: "Петр" и "Павел", из которых одним командовал Чириков.

На предварительном совете решено было держаться юго-вост. направления до тех пор, пока не встретят земли. Но, не встретив ее и под 50° ш., они поворачивают прямо на В. Вскоре их разлучает буря, и они продолжают плыть отдельно, не увидевшись уже более никогда.

В этом восточном направлении Чирикову первому посчастливилось встретить землю — 15 июля под 56°, а Берингу — 18 июля, под 58° 28'' с. ш. После того, как посланные на берег люди не вернулись, а другой высадки за недостатком гребных судов сделать нельзя было, Чириков повернул обратно к Камчатке.

Беринг между тем открывает бухту Св. Илии, представляющую совершенно безопасную гавань, соседние с неизвестным ему материком острова, крейсирует недалеко от берегов на неизвестном море в течение сентября и октября, когда свирепствовала сильная буря, и наконец решается идти в обратный путь, в Камчатку.

Этот обратный путь стоил жизни многим членам экспедиции и самому командиру.

Страшная буря и ветхость судна и снастей сделали его игрушкой ветра, а недостаток в съестных припасах, пресной воде, болезни и холод лишили возможности плавающих не только бороться с ветром, но исполнять самое необходимое на корабле.

В таком беспомощном состоянии он был сначала прибит к подводной скале, а затем нахлынувшая волна перебросила судно через риф на тихое место, где на 4? саженях глубины и в 300 саж. от берега опустили якорь на песчаное дно. Это был остров Авача, который теперь называется Беринговым.

Он расположен в 185 км от Камчатки, под 55° 17'' с. ш. и 165°46'' з. д. (от Гринвича), принадлежит к береговой области Сибири, пространством около 1600 кв. км, безлесен и неплодороден, но богат пушными зверями.

Он со всех сторон окружен подводными камнями и только в одном месте имеет свободный, но узкий проход.

Сюда-то именно и попало судно Б. С трудом высадились на него путешественники, не зная, где они находятся и как отсюда попасть в Камчатку, почти совершенно лишенные съестных принасов и страдающие от разных болезней.

Эти причины свели в могилу очень многих из них и вместе с тем самого Беринга, скончавшегося 8 декабря 1741 г. Оставшиеся в живых спутники Б. почтили своего командора как могли: вынули его тело из ямы, в которой он стоял, по пояс заваленный песком от холода, предали земле и над могилой поставили деревянный крест, замененный в 1822 г. памятником; в 1866 г. был ему поставлен другой памятник, в Петропавловске.

Так окончил свою жизнь первый русский мореплаватель.

Витус Б., человек довольно образованный по тому времени, набожный, всеми любимый за свою "кротость и смирение", но весьма неэнергичный и несмелый путешественник, который, по словам Штеллера, его спутника, был более способен "с примерной ревностью и усердием исполнять поручения начальства" и "нередко сам признавался, что вторая Камчатская экспедиция свыше сил его". Скажем еще несколько слов о дальнейшей судьбе спутников Б. Питаясь мясом морских животных (бобров, морских котов и др.), они прожили здесь до августа следующего года (1742). Наконец решили из остатков разбитого корабля построить новый и на нем в начале августа выехали в море. 25 числа этого месяца они увидели берег Камчатки, а 27 бросили якорь в Петропавловском порте. В 1743 г. они прибыли на своем судне в Охотск, отсюда направились в Петербург, которого достигли далеко не все выступившие из Охотска.

Последними вернулись в Петербург Чириков (1747) и Уессель (1749). Несмотря на многочисленные трудности, по большей части непреодолимые по тогдашним средствам, эта экспедиция значительно расширила географические сведения о берегах Ледовитого океана, низовьях больших сибирских рек, познакомила также с этнографическими особенностями обитателей Сибири и показала возможность плавания по Ледовитому океану вдоль берегов в течение летнего времени.

Ср. "Заслуги Петра Вел. по части распространения географических познаний" (Зап. Имп. русск. геогр. общ.", т. III); В. Н. Берх, "Первое морское путешествие Россиян"; его же, "Жизнеописание Беринга" ("Русский архив", 1823 год, кн. VI); Соколов, "Беринг и Чириков" ("Сев. пчела", 1849 г., № 98—99); "Первая камчатская экспедиция" ("Зап. Гидрограф. департамента", т. VIII и "Отеч. зап.", 1851 г., 3); ст. Стренцеля, "Русские экспедиции" ("Кронштадтский вестник", 1876 г., 78—127); Вахтин, "Первые труженики моря" (СПб., 1890). {Брокгауз} Беринг, Витус (1680—1741) — родом датчанин, в 1704 был принят Петром I в рус. флот. В 1724 Петр поручил ему начальство над экспедицией для разрешения вопроса о том, соединяется ли Азия с Америкой (1-я Камчатская экспедиция).

Выехав в 1725 вместе с лейтенантами Шпанбергом и Чириковым из Петербурга сухим путем в Охотск, Б. только через 3,5 года отправился из Нижнекамчатска в морское плавание.

Плавание продолжалось всего полтора месяца, причем Б. прошел мимо устьев р. Анадыря, посетил бухты св. Креста и Преображения и, обогнув мыс Чукотский и открыв о-в св. Лаврентия, достиг широты 67°18''. Не видя никакого берега и считая свою задачу выполненной, он решил повернуть назад и на возвратном пути открыл о-ва св. Диомеда.

Проходя проливом, впоследствии названным его именем, Б. вследствие туманов не видел противоположного американского берега.

Перезимовав на Камчатке, Б. в 1729 сделал вторую попытку плавания, но пройдя 200 верст на Ю.-В. и не встретив земли, поспешил обратно в Охотск и 1 марта 1730 вернулся в Петербург.

В 1733 под начальством Б. была снаряжена 2-я Камчатская экспедиция (или Великая Северная), причем на Б. была собственно возложена задача исследования берегов Америки, лежащих против Камчатки.

Экспедиция вышла 4 июня 1741 из Авачинской бухты на двух ботах под командой Б. и Чирикова.

В плавании участвовали также натуралист Стеллер и астроном Делиль-дела-Кройер.

Поднявшаяся буря разлучила оба судна. 15 июня Чириков первый встретил берег Америки под широтой 55°21'', но, потеряв две спущенные лодки и 15 человек команды, не решился заняться исследованием побережья и 10 окт. вернулся в Авачинскую бухту. Тремя днями позднее Чирикова Б. под широтой 58°28'' также увидел американский берег (бухта св. Ильи), но вследствие недостатка провианта и воды решил плыть обратно.

На возвратном пути экспедиция посетила о-ва Кадьяк, Шумагинские и несколько о-вов Алеутского архипелага и понесла большие потери от цинги. 4 ноября бот Б. потерпел крушение около одного из о-вов Командорской группы, названного впоследствии Беринговым, и экипажу пришлось зимовать в самой суровой обстановке.

Беринг не вынес зимовки и умер 8 декабря 1741 от цынги. Остатки экипажа, выстроив лодку из обломков бота, на следующее лето вернулись в Охотск.

А. Крубер.