Бетанкур Августин Августинович

(Augustin de Bethancourt et Molina) — генерал-лейтенант, главный директор путей сообщения, инженер-строитель и писатель; род. на острове Тенерифе 2-го февраля 1758 г., ум. 14-го июля 1824 г. в С.-Петербурге.

Бетанкур происходил по прямой линии от Иоанна де Бетанкура, открывшего в 1402 г. архипелаг Канарских островов.

Первые годы молодости Бетанкур провел на родине, образование получил в Париже и вслед за тем явился на службу в Испанию, где вскоре обратил на себя внимание выдающимися способностями.

Между прочим правительство командировало его во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с новыми открытиями и для обозрения различных систем судоходства по каналам, паровых машин и всего, относящегося к механике.

Возвратившись из командировки, он представил множество чертежей и моделей, из которых составился в Мадриде превосходный кабинет.

В 1797 г. по повелению Карла ІV Бетанкур был снова командирован в Лондон для изучения имеющихся там машин, приспособленных к осушке золотых и серебряных рудников, в которых испанское правительство особенно нуждалось ввиду предположенного возобновления разработки рудников в Америке.

Усердие, с которым Бетанкур собирал все сведения, какие могли быть полезны его отечеству, возбудило сильное подозрение англичан; его арестовали и препроводили в Лиссабон; но отсюда он был отправлен королем в Париж для построения новых машин и инструментов, вместо отобранных у него в Англии.

В 1798 г. его вызвали из Парижа для устройства телеграфной линии между Мадридом и Кадиксом и для учреждения корпуса инженеров дорог и мостов; вслед за тем он был последовательно назначаем на должности: генерал-инспектора основанного им корпуса, интенданта провинций, члена совета финансов, директора королевского кабинета машин, интенданта армии и главного директора почт. Возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть отечество; в 1807 г. он приехал в Париж и здесь издал некоторые сочинения по гидравлике и механике, представив вместе с тем французской академии план нового шлюза для небольших каналов, что сделало его имя еще более известным.

В 1808 г. он был принят на службу в Россию, с чином генерал-майора и с зачислением в свиту Его Величества.

Службу свою новому отечеству Бетанкур ознаменовал рядом заслуг.

Главнейшими из них были следующие: тульский оружейный завод был преобразован и впервые мастерские его снабжены паровыми машинами; в Казани по проекту Бетанкура построен новый пушечный литейный завод; улучшены производства Императорской Александровской мануфактуры; устроены по особой арочной системе мосты в Ижоре, Петергофе, Туле и на Каменном острове; по его планам и под непосредственным его руководством сооружены многие здания, из которых особенно замечательна архитектура экзерциргауза в Москве (имеет 502 фута длины и до 150 — ширины); им же построен известный Таицкий водопровод, снабжающий водой Царское Село; наконец, важно его участие в устройстве экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой им изобретено значительное количество машин. Сопровождая принца голштейн-ольденбургского в путешествии по России, он ознакомился с устройством внутреннего судоходства и подал многие советы к его улучшению.

Особенного внимания заслуживает деятельность Бетанкура по насаждению в России инженерного образования.

По его проекту в 1810 г. учрежден институт инженеров путей сообщения, которого он был первым инспектором, и в этом звании являлся полным хозяином заведения: он заведовал хозяйственной и учебной частью и еще находил время, по недостатку профессоров, читать лекции по инженерному делу. В 1811 г. Бетанкур составил новый проект организации института, утвержденный в главных чертах советом путей сообщения и действовавший до 1823 г. В 1816 г., уже в чине генерал-лейтенанта, он был назначен председателем вновь учрежденного в С.-Петербурге городского строительного комитета, а в 1819 г. — директором главного управления путей сообщения.

Незадолго до последнего назначения, на него было Высочайше возложено составление проекта перенесения Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород, а затем и выполнение этого важного дела. Занимаясь над разработкой последнего полученного им от Государя поручения — по перестройке Исаакиевского собора, Бетанкур тяжко занемог и вскоре за тем скончался.

Как ученый строитель Бетанкур известен рядом собственных изобретений, которыми он значительно обогатил область техники; из них особенного внимания заслуживает проектированная им для очистки Кронштадтского порта огромная машина (machine a draguer), замечательная по точности движений и по силе. Его перу принадлежат также несколько печатных трудов: "Memoires sur la force expansive de la vapeur de l''eau", Paris, 1790; "Memoires sur un nouveau systeme de navigation interieure", Paris, 1807; "Essai sur la composition des machines", Paris, 1808; "Description de la salle d''exercice de Moscou", S.-Petersbourg, 1819. Бетанкур состоял членом многих ученых обществ как в России, так и за границей. "Журнал Путей Сообщения", 1826 г., № 1, стр. 44—56. — "Русский Инвалид", 1824 г., № 167, стр. 667—668. — Гамель, "Описание Тульского оружейного завода, стр. 68, 70. — Словари: Зедделера, Старчевского, Геннади. — Соколовский, "Пятидесятилетие института корпуса инженеров путей сообщения" (СПб., 1859). — "Список лиц, окончивших курс наук в институте И. П. С. А. I" (СПб., 1883). {Половцов} Бетанкур, Августин Августинович (1758—1824) — выдающийся инженер-строитель, француз по происхождению.

Внес ряд усовершенствовании в строительную технику, писал по вопросам механики к гидравлики.

Приглашенный в 1808 на службу рус. правительством, выполнил много важных работ: преобразовал Тульский оружейный завод, впервые снабдив его мастерские паровыми машинами, построил в Казани новый пушечный литейный завод, улучшил производство Александровской мануфактуры, построил по особой арочной системе мосты в Туле, Ижоре, Петергофе и в СПб на Каменном острове.

По его планам и под его непосредственным руководством сооружено много замечательных зданий, из которых особенно заслуживают внимания: манеж в Москве, перекрытие которого составило эпоху в истории строительного искусства (в архитектурной обработке принял участие архитектор О. И. Бове), здание Экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой Б. изобрел значительное количество машин, Гостиный двор на Нижегородской ярмарке.

По его предложению Макарьевская ярмарка перенесена в Нижний Новгород.

Б. способствовал улучшению устройства внутреннего судоходства России и содействовал распространению инженерного образования: по его инициативе и проекту в 1810 был учрежден Институт инженеров путей сообщения.