Бирилев Алексей Алексеевич

— вице-адмирал.

Род. в 1844 г. Командовал миноносцем, потом клипером.

В 1889 г. ему было поручено заведование миноносками и их командами; позже он состоял командиром разных броненосцев.

В 1900 г. назначен командующим эскадрою в Средиземном море, в 1904 г. — командиром Кронштадтского порта и начальником обороны Балтийского порта, в 1905 г. — начальником флота в Тихом океане. {Брокгауз} Бирилев, Алексей Алексеевич — адмирал, член Госуд. Сов., род. 16 марта 1844 г., во флот поступил юнкером в 1859 г., службу провел в Балтийском флоте, дважды совершил кругосветное плаванье (в 1859—65 гг. и в 1869—72 гг.). Командовал многими судами во внутр. и в загранич. плаваниях.

Русско-японская война застала Б. в должности старшего флагмана Балтийского флота. С отъездом адм. Макарова на театр воен. действий Б. был назначен на его место главн. командиром Кронштадтского порта и воен. губернатором г. Кронштадта (19 февр. 1904 г.), а с 10 мая того же года главн. командиром Балтийского флота и начальником морской обороны Балтийского моря. Вместе с этим назначением на него была возложена задача по вооружению, подготовке и снабжению отправляемых на войну эскадр адм. Рождественского и Небо-гатова.

Наспех импровизированные, эти эскадры были снабжены и укомплектованы так же наспех и случайно.

Ввиду приближения наших эскадр к театру воен. действий и указаний адмирала Рождественского на болезненное свое состояние, Б. был назначен 8 мая 1905 г. командующим флотом Тихого океана и прибыл во Владивосток, но после Цусимского боя и гибели в нем русского флота возвращен в Петербург и назначен 29 июня 1905 г. морск. мин-ром. Б. были указаны, разработанные при непосредственном его участии, основания для воссоздания флота, реорганизации центральных управлений морск. мин-ства, прохождения службы офицерами и выработки будущей программы судостроения.

Намеченные реформы не были связаны руководящей идеей, не имели определенного плана выполнения и носили лишь частичный характер.

Поставленная морск. вед. задача организовать оборону наших берегов, не создавая лин. фронта, постройка которого отлагалась на неопределенное будущее, была по существу своему неверна и только замедлила возрождение нашей морск. силы. Тем не менее бесспорная любовь Б. к родному флоту, печальное состояние которого он глубоко чувствовал, его живость, энергия и добрые намерения не остались совсем без результата.

За время его управления морск. мин-ством были сделаны попытки к омоложению командного состава флота (рескрипт от 18 сент. 1905 г.), положены основания службы морск. генерального штаба (рескрипт 6 ноября 1905 г.), увеличена продолжительность плавания, организована постоянная служба и жизнь на судах флота круглый год, восстановлено звание корабельных гардемарин с возобновлением для них заграничн. плаваний (рескрипт 24 апр. 1906 г.), сокращен срок службы нижн. чин. до 5 лет и т. п. Полезные мероприятия эти парализовались отчасти событиями 1905—07 гг., рядом воен. бунтов и полным упадком дисциплины во флоте, главн. же обр., потребностью не в частных, а в одной общей, коренной реформе морск. вед. В 1907 г. уволен согласно прошению с должности морского министра с производством в адмиралы (1 июля 1907) и оставлением членом Государственного Совета.

Награжден орденами святой Анны ст. (1888), святого Станислава 1 степени (1896), святого Владимира 2 степени и Белого Орла (1904). Умер 6 февраля 1915 г. в Петрограде, похоронен на Никольском кладбище.

Некролог: Русский Инвалид. 1915. № 31. {Воен. энц.}