Бларамберг Павел Иванович

— композитор; родился в 1841 году в Оренбурге.

По окончании курса в лицее занимался музыкой под руководством М. А. Балакирева.

В 1869 году Б. был послан в качестве правительственного делегата на статистический конгресс в Гаагу; по возвращении в Россию вышел в отставку и поселился в Москве, занявшись журналистикой, музыкальной педагогией и композицией; он заведует политическим отделом в "Русских ведомостях" и преподает теорию композиции в музыкальном училище г. Шостаковского, находящемся при Филармоническом обществе.

Из музыкальных произведений Б. имела в Москве успех кантата "Демон" (на текст Лермонтовской поэмы), исполнявшаяся в одном из концертов Импер. русск. музыкальн. общества.

Кроме "Демона", Б. написал музыку к драме "Воевода" Островского, симфоническую картину "Умирающий гладиатор", симфонию H-moll и две оперы, "Мария Тюдор" (1889) и "Скоморох" (1882). {Брокгауз} Бларамберг, Павел Иванович — композитор, род. 14 сентября 1841 в Оренбурге.

Сын генерал-лейтенанта, известного геодезиста, Б. воспитывался в СПб. Александровском лицее, курс которого окончил в 1860; работал затем в Центральном Статистическом комитете и статистическом отделении И. Р. Географического общ., причем состоял в числе руководителей первой однодневной переписи СПб. В 70-х г. Б. бросил эти занятия и после продолжительной заграничной поездки поселился в Москве, где долгое время заведовал в "Русских Ведомостях" иностранным политическим отделом.

В то же время с самого основания моск. филармонического училища до 1898 Б. состоял в нем сначала преподавателем, а затем профессором теории музыки, инструментовки и форм. С 1898 Б. живет в имении Чоргун (Крым). Музыкой Б. стал заниматься с детства и продолжал эти занятия в лицее, где в нем обнаружились также композиторские склонности.

Своим музыкальным образованием Б. обязан больше всего самостоятельному изучению образцов, а также общению с М. Балакиревым, у которого некоторое время учился также игре на фп. Первым крупным композиторским опытом Б. была музыка (увертюра, антракты и пение) к драме Островского "Воевода" (1865); затем следовал "Демон" — музык. картины на текст Лермонтова(1869). За границей была написана (на сюжет В. Гюго) опера "Мария Бургундская" ("Мария Тюдор"), поставленная в Москве, в Большом т. в 1888; почти каждое представление этой оперы совпадало с каким либо несчастием (смерть суфлера, разрыв главного занавеса, провал дома по соседству и др.), она стала возбуждать какой-то суеверный страх и вскоре снята была с репертуара.

Комическая опера Б. "Скоморох" (в 3 д., на сюжет Островского "Комик XVII столетия") нигде не ставилась, кроме одного акта, шедшего в ученическом спектакле Моск. Филармонического Общ., 1887. В таком же спектакле 1888 шла одноактная опера Б. "Девица-Русалка" (сюж. Мицкевича), Наиболее известная из опер Б. "Тушинцы" (в 4 д., на сюж. Островского) в первый раз поставлена была в московском Большом театре в 1895 (шла также и в провинции).

Кроме 4 изданных опер, у Б. имеется еще одна (лирическая) в рукописи: "Волна". Из других крупных произведений Б. можно назвать: фантазию для пения соло, женского хора и оркестра "Стрекозы" (1879); музыкальную картину для мужского хора и оркестра "На Волге" (1880;; симфоническую поэму "Умирающий Гладиатор"(1882), скерцо д. оркестра, симфонию Н-moll (1886); хоры а capella (премирован.

И. Р. М. О.), хоровые переложения русских народных песен (зап. Мельгунова и др.), много романсов и др. Общение с Балакиревым (см.) и его кружком не осталось без влияния на характер творчества Б., особенно в его первых сочинениях.

И если собственная музык. физиономия Б. не так ярко выражена, как у других членов этого кружка, то все же как талант его, так и техническое уменье, а также серьезное, вдумчивое отношение к композиторским задачам дают Б. право на почетное место в современной русской музыке.

Жена его — Бларамберг-Чернова, Мина Карловна, род. в СПб. 31 января 1845; урожденная баронесса Врангель, замужем с 1867; училась пению в Брюсселе у Heritte-Viardot. Публично стала выступать с 1876; затем, под фамилией Павловой пела в опере (в Киеве и Москве, низкие партии), а также устраивала в разных городах концерты, где пропагандировала, между прочим, произведения новой русской школы и своего мужа. Пение Б.-Ч. отличалось мастерством дикции и фразировки.

Болезнь дыхательных органов заставила ее перейти на драматическую сцену (сначала в провинции, а затем в московском Малом театре), где она с успехом выступала под фамилией Б.-Ч. до 1898. (Э.) {Риман} Бларамберг, Павел Иванович (1841—1907) — общественный деятель и публицист в рядах либеральной интеллигенции, сотрудник (по отделу иностранной политики) и один из пайщиков издававшейся в Москве газеты "Русские Ведомости"; вместе с тем, композитор, примыкавший к группе "Новой русской школы", обязанный, наравне с др. своими сверстниками, развитием своего музыкального вкуса Балакиреву (Б. принадлежал к кружку Балакирева и занимался у него). Тяготея к вокальному творчеству и в особенности к опере, Б. значительно уступал прочим балакиревцам в индивидуальной яркости и силе дарования, к тому же отмеченного налетом дилетантизма.

Б. написаны: 5 опер — "Мария Тюдор" (измененная цензурой на "Марию Бургундскую" и под таким названием шедшая в Моск. Большом театре), "Скоморох", "Девица-русалка", "Тушинцы" и "Волна", кантата "Демон", задуманная также первоначально как опера; музыка к драме Островского "Воевода" (1865), симфония H-moll (1886), симфоническая поэма "Умирающий гладиатор" (1882), скерцо H-moll для оркестра; фантазия "Стрекозы" (1872) для соло, хора и оркестра; музыкальная картина "На Волге" (1880) и много романсов.

Некоторые произведения Бларамберга исполнялись в разное время не без успеха.

Большинство его вещей издано В. Бесселем.

Лит.: Биографии композиторов с 4 до 20 в. с портретами (изд. Дурново), М., 1904; Щетинин, Б. А., Идеалист-шестидесятник (в журн. "Исторический Вестник", № 6, 1907). Е. Б.