Больска Аделаида Юлиановна - Биография

Больска Аделаида Юлиановна

(сцен. псевд.; урожд. Скомпска; по мужу Шавинская; по второму браку графиня Диенгейм-Брохоцка; наст. имя Адель Юлианна) [4(16).11.1863 (в нек-рых источ. 1864), с. Кессемоуки Бессарабской губ., ныне МССР — 29.9.1930, Таллинн], похоронена в Варшаве — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог.

В 1883—88 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Дж. Гальвани и Ф. Комиссаржевского).

Окончила конс. с малой серебряной медалью.

В ноябре 1887 с большим успехом исп. ариозо Кумы Настасьи и романсы П. Чайковского п/у автора в концерте РМО. В 1888 совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане, где вскоре начала выступать в т-ре "Ла Скала". В 1889—93 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала под фам. Скомпская в партиях Памины и Гориславы).

В 1893—97 гастролировала за границей (гл. обр. в Париже, а также Барселоне и Лондоне) и по городам России.

В 1897—1918 солистка петерб.

Мариинского т-ра (под псевд. Больска).

В 1901 гастролировала в Харькове и Киеве в составе антр. В. Валентинова.

Получила звание "солистка Его Величества". Обладала красивым голосом теплого тембра и широкого диапазона (до верхнего ми), природной музыкальностью и чувством стиля. Ее исп. было свойственно изящество, настроение поэтической мечтательности. "Ее голос... был отделан до предельного совершенства.

Ее гаммы, трели, стаккато казались по своей свободе, легкости, чистоте и четкости настоящими перлами высокоразвитого вокального искусства.

Все это струилось у нее каким-то каскадом жемчужных брызг, вызывая невольное восхищение" (Э. Старк)*. 1-я исп. партий: Маши ("Капитанская дочка"), Леоноры ("Ролла"); в Мариинском т-ре — Волховы ("Садко"), Марфы ("Царская невеста"), Дамаянти ("Наль и Дамаянти"), Евы ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); в Большом т-ре — Эльзы ("Лоэнгрин"); на рус. сцене — Зиглинды ("Валькирия"). Лучшие, партии: Снегурочка, Татьяна, Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Сказки Гофмана"), Виолетта, Эсклармонда, Зиглинда, Эльза ("Лоэнгрин"). Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Ксения ("Борис Годунов"), Франческа ("Франческа да Римини" Э. Направника), Катарина, Сефиза;

Эвридика, Агата ("Вольный стрелок"), Мими ("Богема"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Антония ("Сказки Гофмана"), Маргарита Валуа, Галька, Елизавета ("Тангейзер"), Брунгильда ("Гибель богов"). Партнеры: О. Камионский, В. Касторский, А. М. Лабинский, Л. Сибиряков, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев.

Пела п/у И. Альтани, Ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, Э. Крушевского, Э. Направника.

Б. была также замечательной камерной певицей.

Репертуар включал произв.

Ж. Люлли, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Э. Грига, Ш. Гуно, Ж. Массне, К. Сен-Санса, Ф. Листа, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Аренского (29 янв. 1905 впервые исп. его романс "Воспоминание"). 11 марта 1887 впервые исп. в Москве 137-й псалом "На водах Вавилонских" Ф. Листа. 27 февр. 1888 (в ансамбле с В. Тютюнником) исп. сольную партию в кантате "На смерть императора Иосифа II" Л. Бетховена.

Особенно славилась исп. романсов П. Чайковского; с большим мастерством исп. также произв.

С. Рахманинова ("Здесь хорошо", "У моего окна"), А. Гречанинова ("Солнце свой праздник кончает"). С 1906 по 1917 ежегодно выступала в концертах с Л. Кобеляцкой-Ильиной, в к-рых исп. дуэты рус. и зарубеж. композиторов.

После 1918 выступала в концертах эпизодически.

Дарованием певицы восхищались П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, А. Глазунов.

В 1920—22 проф. Петрогр. конс. С 1925 жила в Варшаве.

Лит.:СвириденкоС.

Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 131 — 133; Старк Э.* (Зигфрид).

Петербургская опера и ее мастера. — М.; Л., 1940. С. 35—41; Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940. С. 177—179; Московская консерватория: 1866—1966. — М., 1966. С. 152, 167; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 125, 168, 291; Eго же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 346; Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. 1894—1912. — Л., 1971. С. 117; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 137, 306, 307; Мирошников Б. Памяти великой артистки от старого абонента "Мариинки" (рук., 1933). — в ГЦММК, ф. 314, ед. хр. 24.