Борис Владимирович

Борис Владимирович (в крещении Давид) — святой князь, сын великого князя Владимира Святославича, князь ростовский, ум. 24 июля 1015 г. В летописях под 980 г. он, вместе с Глебом, называется сыном болгарыни.

Если принять существующее мнение, что они были сыновьями Владимира и Анны, двоюродной сестры византийских императоров, Василия и Константина, дочери болгарского князя, то год рождения Бориса надо считать не ранее 988 г., так что в 1015 г. ему могло быть около 25 или 27 лет. По описанию летописца, это был еще юноша полный сил, красивый, приятный лицом, "царски светел" и разумен.

При жизни отца, в промежуток времени от 987—990 г., он получил в удел Ростов.

В 1015 г., во время болезни отца, Борис находился около него, но был послан им с ратью против печенегов; во время его отсутствия Владимир умер, а на киевский престол сел Святополк.

В это время Борис, не найдя печенегов, возвращался назад и расположился станом на берегу реки Альты. Туда пришли к нему послы от брата Святополка, который извещал его о смерти отца и предлагал ему быть с ним "в любви и согласии", обещая увеличить его удел. Сам же Святополк в то время поехал в Вышгород, призвал там к себе Пушту и вышегородских бояр, и, потребовав от них верности себе и молчания, открыл им свое намерение покончить с братьями.

На Альту были посланы Пушта, Талець, Еловить и Ляшько с некоторыми другими для совершения кровавого дела. Между тем Борис остался к этому времени лишь с немногими верными ему отроками в своем стане; его дружина требовала, чтоб он двинулся к Киеву и, свергнув Святополка, сел сам на великокняжеский престол; но князь ответил им, что рука его никогда не поднимется против старшего брата; тогда после тщательных уговоров, Владимирова дружина, с которой он ходил на печенегов, оставила его и почти вся разошлась.

Ночью 24 июля явившиеся убийцы застали князя стоящим на молитве в своем шатре и с ним несколько верных ему отроков.

Тревожное предчувствие беды, которой ждал Борис, сбылось.

Едва он лег после молитвы на свое ложе, как убийцы бросились на него и закололи его копьями, а вместе с ним и любимого его отрока, Георгия, родом венгра, который кинулся на тело своего господина, чтобы защитить его от ударов.

В эту же ночь, завернув тело убиенного князя, они тайно повезли его в Вышгород; дорогой он еще дышал, и посланные Святополком два варяга прикончили его, после чего он был погребен в вышгородской церкви св. Василия.

В 1019 г. князь Ярослав, завладев Киевом, собрал сведения о месте нахождения его тела и тела князя Глеба, а затем перевез в церковь, где был погребен Борис, также и прах св. Глеба. По словам летописца, тело Бориса оказалось нетленным, и многие исцелились от прикосновения к его мощам. В 1070 г. мощи его были перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем; еще раз, в 1115 г. мощи эти были перенесены князьями в новую каменную вышгородскую церковь во имя святых Бориса и Глеба и положены в каморе на правой стороне.

Позднее нередко приезжали в Вышгород князья поклониться его мощам, так, например, в 1150 г. кн. галицкий Владимир Володаревич, в 1194 г. кн. Святослав Всеволодович.

Его именем и его чудесной помощью, как говорит летописец, творились чудеса, и князья одерживали победы в битвах и получали исцеление в болезнях.

Во имя святого мученика Бориса было построено очень много церквей; древнейшие из них — в Вышгороде, на Альте и на Нерли. Акты исторические. — "Русская Историческая Библиотека", III, IV, X, ХIII, XV. — Соловьев, "История России". — Летописи. — Житие свв. Бориса и Глеба, написанное преп. Нестором. {Половцов} Борис Владимирович (в крещении Роман) — любимый сын великого князя Владимира Святославича Равноапостольного.

По начальной Киевской летописи, он рожден от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов, которым до того владел Ярослав.

Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н. Татищева, Б. был дан Муром. Второй раздел произошел около 994—6 гг. С этого времени до 1015 г. в летописях о Б. нет никаких упоминаний.

В 1015 г. заболел Владимир, и Б. был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиною для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о занятии великокняжеского стола Святополком.

Дружина предложила ему идти на Киев и овладеть престолом.

Но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружина Владимира покидает его и он остается с одними своими отроками.

Между тем Святополк, который, извещая Б. о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу и вышегородских бояр для убиения брата: симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником Святополка.

Путша с товарищами пришел на Альту, к шатру Борисову, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился обождать отправления Б. ко сну. Едва только последний, вдвойне опечаленный и смертью отца, и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лег на свой одр, как ворвались убийцы и копьями пронзили Б. и его слугу, родом венгра, именем Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшего Б. убийцы завернули в шатерное полотно и повезли.

Святополк, узнав что он еще жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце.

Тело Б. тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия.

Так погиб Б., любимый сын Владимира и известный своею любовью к церковному пению и молитве, жертвою уважения к родовым понятиям, еще в цветущей юности (около 25 л.). Вскоре же пал от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса — Глеб. Его тело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св. Василия.

Память обоих страдальцев осталась для России священною.

Русские люди и преимущественно княжеский род видели в них своих заступников и молитвенников.

Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью (напр. о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком, Александра Невского над немцами), о паломничестве князей к их гробу (напр. Владимира Владимировича, кн. галицкого, Святослава Всеволодовича — кн. суздальского) и т. д. В 1071 году церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая, день перенесения их мощей в новую церковь, выстроенную кн. Изяславом Ярославичем в Вышгороде.

В 1115 г. их мощи вновь торжественно перенесены русскими князьями в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь в Вышгороде.

Впоследствии в честь их возникло много церквей и обителей в разных городах России.

До половины XVI ст. летописец приводит более 20 случаев построения церквей в честь их. Самый факт убиения служит для древних летописцев любимою темою для отдельных сказаний, из которых наидревнейшие и наиболее полные приписываются преп. Нестору и черноризцу Иакову. "Сказание о св. Борисе и Глебе" по Сильвестровскому списку издано И. И. Срезненским, с предисловием издателя, в 1860 году. В летописи под 1175 г. упоминается еще о мече Бориса, принадлежавшем в то время Андрею Боголюбскому.

В. Р. {Брокгауз} Борис Владимирович — Его Императорское Высочество Великий князь, сын Его Императорского Высочества В. К. Владимира Александровича и Ее Императорского Высочества В. К. Марии Павловны, род. 12 ноябр. 1877 г. и в тот же день назначен шефом 45 пехотн.

Азовск. п. и состоять в лейб-гвардии Семеновском и лейб-гвардии Драгунском полках и лейб-гвардии 4-м Стрелк.

Имп. Фамилии батальоне.

Общее образование получил под наблюдением Августейших родителей, а спец. в Николаевское кавалерийское училище. 12 авг. 1896 г. произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского Его Величества полка и 12 ноябр. 1897 г. В. К. назначен флигель-адъютантом к Его Величеству и в авг. 1903 г. отчислен от фронта в Государеву свиту. В течение этого времени Его Высочество был в командировках: в Волынской губ. (1900 г.), за границей (1901—1902 и 1903 гг.), в Усть-Ижорском сап. лагере (1903 г.) и во время больших Курских маневров 1903 г. находился в прикомандировании к главному посреднику Его Императорскому Высочеству В. К. Михаилу Николаевичу.

Когда началась русско-японская война, Его Высочество, по Высочайшему повелению, назначен был в распоряжение наместника на Дальнем Востоке и 19 февр. 1904 г. проследовал в П.-Артур, где был свидетелем ужасной гибели брон-ца "Петропавловск". Когда генерал Куропаткин был назначен командующим армией, Его Высочество состоял при нем и посещал те районы театра войны, где воен. действия получали особый интерес и значение, как, напр., Восточный отряд, где принял участие 4 июля в бою при Хояне, 30 июля 1904 г. наша манч. армия была осчастливлена телеграммою Государя Императора о рождении Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

Принесение поздравления Его Величеству со столь радостным событием главнокомандующий возложил на В. К. Бориса Владимировича, который 1 авг. с этим почетным поручением и выехал из Маньчжурии. 6 дек. за отличие в делах против японцев ему пожаловано зол. оружие с надписью "За храбрость" и чин штаб-ротмистра.

В апр. 1908 г. В. К. возвратился в строй лейб-гвардии гус. Е. В. п., в сент. произведен в ротмистры, а в мае 1909 г. зачислен в списки лейб-гвардии сап. батальона и лейб-гвардии гус. Е. В. п. В июне 1911 г. Его Высочество был представителем особы Государя Императора на торжестве коронования англ. кор. Георга V. Генерал-майор (1914). Командир лейб-гвардии Атаманского полка. Участник 1-й мировой войны. С сентября 1915 г. походный атаман всех Казачьих войск при Верховном Главнокомандующем.

Награжден орденом святого Георгия 4 степени (1914). С конца сентября 1917 г. до начала августа 1918 г. находился в Кисловодске.

Арестован большевиками, этапирован ими в Пятигорск.

Благодаря дружеским связям 13 августа ему и брату Андрею удалось бежать в горы, в Кабарду.

Затем жил в Анапе, откуда эмигрировал в конце марта 1919 г. сначала в Геную, затем в Париж, где и скончался 8 ноября 1943 г. Некролог: Время. 1943. 26 ноября (№ 320). {Воен. энц.}