Борисов Петр Иванович

(1800 — 30.09.1854) — один из основателей и рук. декабристского Об-ва соединенных славян, автор проекта всеславянской федерации.

Род. в дер. Малая Разводная Слободско-Украинской губ. Начальное образование получил дома под руководством отца. Имел "склонности к натуральной истории, философии и морали", увлекался чтением "греч. и римской истории и жизнеописаниями великих людей Плутарха и Корнелия Непота". Самостоятельно овладел франц. и польским языками, началами филос. Просвещения, Вольтера, Гельвеция, Гольбаха и др. писателей, особенно соч. Ж.-Ж.Руссо "Об Общественном договоре, или Принципы политического права". С детства испытывал "любовь к вольности и народодержавию", но избрал карьеру военного; подпоручик 8-й артиллерийской бригады.

Был арестован и привлечен к суду по "Делу о тайных злоумышленных обществах", отнесен к гос. преступникам первого разряда, осужденным к "смертной казни отсечением головы". Высочайшим указом Б. дарована жизнь; он был лишен чинов и дворянства и приговорен к вечной каторге в Сибири, где и скончался в 1854 г. от разрыва сердца.

Либеральные убеждения и "желание быть полезным человечеству" побудили юнкера Б. к созданию в 1818 "Общества первого согласия" — организации, руководствовавшейся правилами "Пифагоровых братств" времен Великой франц. революции конца XVIII в., боровшихся против тирании, за всеобщее равенство и нравств. самоусовершенствование.

Позже, назвав себя "Друзьями Природы", они обратились к Платону и вдохновились его утопией идеального гос-ва. Юношеские мечты о справедливом об-ве подвигли Б. к созданию в 1823 тайного полит. Общества соединенных славян на основах конституционализма и панславизма, к-рое он и возглавил.

Общество объединилось позднее с Южным об-вом декабристов, составив отдельную управу, приняв его программу.

По-видимому, цели и назначение Общества определял проект Б. объединения славянских и нек-рых соседних народов в федерацию демокр. республик.

Б. предполагал освобождение всех славянских племен от самовластия; уничтожение нац. ненависти, существующей между нек-рыми из них; создание республиканской федерации "восьми славянских колен": России, Польши, Моравии, Далмации, Кроации, Венгрии с Трансильванией, Сербии, Молдавии с Валахией; точное определение границ каждого гос-ва; введение в них формы демокр. представительного правления; постройку в центре Союза города-столицы, где сосредоточилось бы гл. управление федерации; составление Конгресса (собрания представителей от всех республик) — органа Верховной власти, для управления делами Союза и для изменения, в случае необходимости, общих коренных законов (Конституции); предоставление каждому гос-ву возможности заняться внутр. устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений.

Каждый народ должен был иметь свою конституцию, основанную на демокр. принципах, с учетом нац. особенностей.

Б. руководствовался максимой: "Общее благо есть верховный закон". Основу благоденствия союзных народов должны были составить "три основания": промышленность, отвращающая бедность и нищету; нравственность, исправляющая дурные наклонности, смягчающая страсти и внушающая человеколюбие; просвещение — "вернейший сподвижник противу зол, присущих невежеству". Соч.: Избранные социально-политические и философские произведения декабристов.

В Зт. Л., 1951. Т.2—3. А.В.Пролубников