Бородин Александр Парфеньевич

(28 сент. 1848—26 марта 1898) — рус. ученый в обл. ж.-д. транспорта.

Окончил Петербург. технологич. ин-т (1870) и Ин-т путей сообщения в Петербурге (1872). С 1872 Б. — заведующий подвижным составом и водоснабжением на Ряжско-Вяземской ж. д., с 1874 — управляющий Киевско-Брестской ж. д., в 1879—96 — гл. инж. службы подвижного состава, тяги и мастерских Юго-Зап. ж. д. В 1879 Б. впервые в России организовал на Юго-Зап. ж. д. механич. и хим. лаборатории для исследования воды, топлива, смазочных масел и других материалов, применяемых службой подвижного состава.

В 1881 Б. была создана на базе Киев. мастерских Юго-Зап. ж. д. первая в мире паровозная лаборатория.

В ней он разработал методику испытаний паровозов в стационарных условиях.

Идеи Б. получили дальнейшее развитие в организации паровозоиспытательных станций (первой такой станции, построенной в 1902 на Путиловском з-де, было присвоено имя Б.). Наряду с этим Б. вместе с инж. Л. М. Леви разработал методику линейных испытаний паровозов (опытные рейсы по линии с динамометрич. вагоном).

Важное значение имели в свое время проведенные Б. в его паровозной лаборатории испытания паровозов с машиной компаунд.

Как указывал В. Л. Кирпичев, Б. выдвинул идею о применении принципа двойного расширения пара в машинах (т. е. принципа "компаунд") к паровозам, еще будучи студентом Института путей сообщения (журнал "Инженер", 1898, № 4—5, стр. 145). В 1880—83 Б. впервые в мире тщательно изучил работу машин компаунд на паровозах, произведя, помимо теоретич. исследований, лабораторные и линейные испытания паровозов компаунд.

Б. обосновал целесообразность перехода к системе 4-цилиндровых паровозов тандем-компаунд.

В 1885 по проекту Б. был построен первый такой паровоз типа 2—2—0 (серии П). В 1896 Б. выдвинул идею применения конденсации пара на паровозах, указывая, что осуществление ее дало бы большую экономию топлива, упростило бы вопросы водоснабжения и устранило бы необходимость частой промывки котла ("Инженер", 1896, № 4, ст. "Обзор успехов техники за последние двадцать пять лет"). Б. энергично боролся против господствовавшей в то время на рус. ж. д. разнотипности подвижного состава, требовал введения нормальных типов паровозов, внедрения взаимозаменяемости деталей и узлов. Много внимания уделял Б. улучшению вагонного парка. В 1880—82 он занимался составлением проекта нового товарного вагона и платформы.

В 1883 было опубл. его исследование о причинах разрывов и изломов вагонных тяговых приборов.

Б. был поборником всемерного развития тех. образования в России.

Б. принимал активное участие в работах Рус. тех. об-ва. Был неоднократно председателем совещательных съездов инж. службы подвижного состава и тяги рус. ж. д., являлся одним из основателей журнала "Инженер" (1882); с 1885 — гл. редактор этого журнала.

Рус. тех. об-во учредило золотую медаль имени Б. за лучшие изобретения и исследования в области ж.-д. транспорта.

Соч.: Обзор усовершенствований..., в паровых машинах, "Записки Русского технического об-ва", 1870, вып. 6; 1876, вып. 2; 1878, вып. 1; Заметки о механическом устройстве железных дорог, вып. 1—4, СПб — Киев, 1875—81; Некоторые заметки о водоснабжении железных дорог, "Инженерные записки", 1876, т. 3, вып. 2; Назначение железнодорожных мастерских и искусственное водворение железнодорожной промышленности, Киев, "Инженер", 1882, № 1—3; Исследование о причинах разрывов и изломов тяговых приборов, там же, 1883, № 3; О необходимости выработки нормальных для русских дорог типов паровозов, там же, 1886, № 2; Опытные исследования над применением системы "compound" и паровых рубашек к паровозным машинам, произведенные на Юго-Западных железных дорогах, там же, 1886, № 7—12 (совм. с Л. Леви); Результаты мероприятий по водворении в России паровозо- и вагоностроения и типы подвижного состава русских железных дорог, там же, 1888, № 1; Быстрота железнодорожных сообщений, там же, 1891, № 8—9; Служба подвижного состава на Юго-Западных железных дорогах в период десятилетия 1880—1889 гг., там же, 1893, № 1—3, 1895, № 2—4; Обзор успехов техники за последние двадцать пять лет, там же, 1896, № 4. Лит.: Памяти Александра Парфеньевича Бородина, "Инженер", 1898, № 4—5; Житков С. М., Биографии инженеров путей сообщения, вып. 3, СПб, 1902; Леви Л. М., Еще по поводу железнодорожной опытной станции им. А. П. Бородина, "Инженер", Киев, 1911, № 8; Романов В. и Ткаченко Ф., Бородин Александр Парфеньевич, М., 1949; Сологубов В., Выдающийся русский инженер А. П. Бородин, "Железнодорожный транспорт", 1950, № 1.