Браудо Евгений Максимович

(р. 1882 в Риге) — историк музыки, музыкальный и художественный критик и музыкально-общественный деятель.

Общее образование (с 1903 по 1912) получил в Рижском политехническом ин-те, в Петербургском ун-те (естественные науки и филология) и различных германских ун-тах. Специально музыкальное образование получил в рижской школе музыкального искусства проф. Пабста; специализировался по теории и истории музыки у Регера, Гуго Римана и Германа Кречмара.

С 1916 состоит преподавателем и затем профессором Российского (ныне государственного) ин-та истории искусств (по инициативе и при ближайшем участии Б. основан был Музыкальный отдел ин-та), Ленинградского ун-та и ряда др. высших школ и специальных музыкальных учреждений.

Как музыкально-общественный деятель Браудо принимал участие в различных музыкально-профессиональных объединениях; начиная с 1903, непрерывно работал в качестве лектора по вопросам музыкальной науки в широких аудиториях.

Как журналист Б. принимал участие в большинстве русских художественных и специально-музыкальных журналов.

В настоящее время Б. — музыкальный критик газеты "Правда" и редактор музыкального отдела Б. С. Э. В своих трудах по истории музыки Б. применяет сравнительно-исторический метод в изучении стиля и формы, сочетая его с методом социологическим.

Полнота изложения соединяется в работах Б. с освещением исторических фактов с точки зрения их значения для музыкальной современности.

Главнейшие работы В.: Всеобщая история музыки, 3 тт., ГИЗ, "Прометей", Л. — М., 1923—26; Основы материальной культуры в музыке, М., 1924; Л. Бетховен и его время, М., 1927; А. П. Бородин, П., 1922; Бах, ГИЗ, М., 1922; Вагнер, ГИЗ, М., 1922; Вагнер и Россия, П., 1922; Плутарх о музыке, ГИЗ, М., 1923; Ницше-музыкант, П., 1922. Кроме того, Б. принадлежит также ряд работ по истории нем. литературы: Э. Т. А. Гофман, П., 1923; Новые течения немецкой мысли, П., 1923 и др.; ряд критических отзывов о современной нем. литературе в различных журналах и вступительных статей к изданиям "Всемирной литературы" (собр. сочинений Гете, Гофмана, Гердера, Вагнера и др.). С. Бугославский.

Браудо, Евгений Максимович род. 8 (20) февр. 1882 в Риге, ум. 17 окт. 1939 в Москве.

Музыковед.

Засл. деят. иск. РСФСР (1932). В 1911 окончил филологич. ф-т Петерб. ун-та. В 1913 в Германии изучал историю музыки у Г. Римана и Г. Кречмара.

В 1914—1916 в Петрограде преподаватель истории музыки в Муз. школе И. А. Боровки, в 1917 — в Муз.-пед. ин-те, с 1922 проф. и действ. член Ин-та истории искусств по кафедре истории западноевропейской музыки, с 1924 член-корреспондент разряда истории музыки Ин-та истории искусств.

С 1924 жил в Москве.

С 1925 член коллегии по муз. руководству радиовещания, с 1926 член редакции БСЭ, консультант Главискусства Наркомпроса, с 1930 худож. рук. кабинета грамзаписи, с 1931 муз. рук. военно-театр. бюро Центр. Дома Красной Армии. Соч.: Всеобщая история музыки, т. 1. М., 1922, т. 2, 1925, т. 3, 1927; Александр Порфирьевич Бородин, его жизнь и творчество.

П., 1922; Ницше — философ-музыкант.

П., 1922; Иоганн Себастиан Бах. Опыт характеристики.

П., 1922; Рихард Вагнер.

Опыт характеристики.

П., 1922; Вагнер в России (Новые материалы к его биографии).

П., 1923; Основы материальной культуры в музыке.

М., 1924; Бетховен и его время. М., 1927; "Борис Годунов" Мусоргского.

М. — Л., 1927; История музыки (Сжатый очерк). М., 1928, 2 испр. и. доп. изд. 1935; Франц Шуберт.

М., 1929; "Мейстерзингеры" [опера Р. Вагнера]. Разбор текста и музыки.

Краткое либретто.

М., 1929; Основные вопросы оперной политики.

М. — Л., 1929. Браудо, Евгений Максимович (1883—19??) — литературовед, критик, переводчик, известный также работами по истории музыки.

Родился в Риге (Латвия); окончил ист.-филол. фак-т СПб ун-та, получил специальное музыкальное образование.

В печати выступал с 1915 г. В 1918—1923 гг. — зав. немецким отделом изд-ва "Всемирная литература". С 1924 г. жил в Москве.

Автор работ, посвященных немецкой литературе XIX—XX вв. К истории фантастоведения имеет непосредственное отношение монография "Э. Т. А. Гоффман" (1922) — одно из первых литературоведческих исследований "нереалистической" прозы. Библиография: Э. Т. А. Гоффман: Очерк. — СПб.: Парфенон, 1922.