Брюлло Иван Павлович

— художник; род. в 1814 г., ум. 27 октября 1834 г. Еще ребенком он проявлял необыкновенные способности и любовь к рисованию.

Некоторое время он воспитывался в гимназии, где неохотно занимался науками.

Природная склонность, а также похвалы окружающих его рисункам побуждали его искать возможности посвятить себя любимому искусству.

В 1830 г., при содействии своих старших братьев Александра и Павла и Общества поощрения художеств, Брюлло поступил в академию художеств.

Воспитательное заведение в академии было в то время закрытым; когда, при введении нового устава (в 1832 г.), питомцам академии было предоставлено право остаться в академии по правилам нового устава, то в числе желающих был записан и Брюлло.

В академии так же, как и в гимназии, Брюлло не оказывал особенных успехов в науках; зато его успехи в художественных классах скоро обратили на него внимание профессоров.

Он выказал себя замечательно талантливым рисовальщиком; на всех экзаменах рисования он получал высшие баллы; товарищи охотно подчинялись тому влиянию, которое он незаметно для самого себя оказывал на них, и подражали ему. Несмотря на свои необыкновенные успехи в рисовании, Брюлло, по совету находившихся тогда за границей двух старших братьев (Александра и Карла), не приступал к живописи, чтобы предварительно достигнуть совершенства в рисунке.

Этим и объясняется то, что он, не побывав еще в этюдном классе, постоянно принимал участие в конкурсах сочинения рисунков на заданные темы в качестве отличного рисовальщика натурного класса и получал на этих конкурсах высшие награды.

В сочинении рисунков фантазия Брюлло была неистощима: сцены домашней жизни, сцены из виденных театральных пьес, картины из прочитанных повестей и романов, — все было предметом его полных жизни рисунков.

Брюлло очень увлекался театром и, по его почину, воспитанники академии устраивали в ее спальнях спектакли, в которых Брюлло исполнял разнообразные роли, подражая виденным на сцене артистам.

Это увлечение Брюлло театром отразилось и на содержании его рисунков: очень многие из них представляют сцены из драм, опер, балетов или портреты артистов (напр., Брянского, Каратыгина, Сосницкого, Новицкой), а из оперы "Фенелла" переданы в рисунках чуть ли не все сцены. Своими рисунками из области театра Брюлло состязался с пейзажистом Лебедевым.

Несмотря на обилие собственных работ, Брюлло находил еще время на то, чтобы поправлять десятки рисунков своим товарищам, развлекавшим его во время работы чтением, а также удовлетворять их многочисленные просьбы относительно рисунков в альбомы для них самих или для их родственников.

Привлекательная внешность Брюлло, его артистическая натура, веселый характер, внимательность и предупредительность в отношении к окружающим и многие другие нравственные достоинства делали его кумиром его товарищей.

Живой, впечатлительный, наблюдательный Брюлло заставлял ожидать, что из него в будущем образуется замечательный художник, но ранняя смерть не дала осуществиться этим ожиданиям.

В 1834 г. у него появились явные признаки чахотки, которая стала очень быстро развиваться.

Единственным художественным наследством, оставшимся после Брюлло, являются талантливые рисунки пером и карандашом, в большом количестве рассеянные по рукам частных лиц. Ф. Ф. Львов, "И. П. Брюллов" ("Русская Старина" 1882 г., июнь, стр. 793—794). — Николай Рамазанов, "Материалы для истории художеств в России", книга 1-я, Москва, 1863 г., отд. "Воспоминания", стр. 142—144: "Ваня Брюллов" (см. "Художественную Газету", 1841 г., № 17). — "Архив Брюлловых", редакция и примечания И. А. Кубасова (изд. журн. "Русская Старина"), СПб., 1900 г., стр. 88, 102. — Статьи "Брюлловы" в энциклопедических словарях Березина, Брокгауза-Ефрона и "Большой Энциклопедии" изд. т-ва "Просвещение". В. Г. {Половцов}