Бродов Василий Васильевич

(28.02.1912 — 04.03.1996) — спец. по истории инд. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.

Окончил филос. ф-т МИФЛИ (1938). Участник Великой Отеч. войны. Окончил асп. ИФ АН СССР (1949). Ст. преп. кафедры филос. в Пед. ин-те (1949—1953, г. Саранск) и в Моск. художеств. ин-те им. В.И.Сурикова (1953—1956). Н.с. ИФ АН СССР (1956—1960),зав. кафедрой филос. 2-го Моск. мед. ин-та (1960—1962), доц. кафедры диалек-тич. и ист. материализма естеств. ф-тов МГУ (1962—1966). С 1966 — проф., зав. кафедрой филос. Всес. заочного инж.-строительного ин-та (позже — Моск. ин-т коммунального хозяйства и строительства).

Канд. дисс. — "Инструментализм Д.Дьюи на службе американской реакции" (1949). Докт. дисс. — "Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое время (1850—1917)" (1964). Участвовал в подготовке к изд. (ученый секретарь) шеститомной "Истории философии" (1957—1965), написал отдельные главы по истории инд. филос. Автор статей об инд. йогах в "Научно-атеистическом словаре" (М., 1969), ж. "Наука и религия" (1962. № 4) и др. Соавтор и гл. консультант научного фильма "Индийские йоги. Кто они?" (1970). Президент Ассоциации филос. и мед. проблем йоги Росс. филос. об-ва. Совр. направленность науч. работы Б. определяют две темы: "Генетическое совершенствование и дух. возрождение народов России" и "Духовный мир. Проблема происхождения индивидуальной души". Первая тема связана с проблемой влияния на генетический код человека окружающей среды, человеч. об-ва и собственной личности.

Иссл. по второй теме в исходных принципах опирается на синтез инд. и рус. космизма. "Основной вопрос философии" в этом случае, как полагает Б., не является корректным, а потому снимается.

Согласно развиваемой Б. концепции, дух. процесс есть бесконечный процесс движения от простого к сложному или, наоборот, "перерыв постепенности", уходящий в "черную дыру", чтобы потом выйти на новый виток своего саморазвития совм. со своим "материальным инобытием". Душа — одна из разновидностей в многокачественном содержании дух. процесса.

У нее есть свои закономерности возникновения и функционирования.

Соч.: Рабиндранат Тагор // ВФ. 1961. № 5; Интегральная веданта Ауробиндо Гхоша // Общественно-политическая и философская мысль Индии. М., 1962; Древнеиндийская философия.

М., 1963 (2-е изд. — 1972); К вопросу о толковании ведийского гимна "Насабия" // Краткие сообщения Института народов Азии. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Востока.

М., 1964; Ведантизм Вивекананды // Идеологические течения современной Индии. М., 1965; Индийская философия Нового времени.

М., 1967 (на англ. яз. — М., 1984, 2-е изд. — 1988); Истоки философской мысли Индии. М., 1990.