Бронская Евгения Адольфовна

(сцен. псевд.; урожд. Гоке (Гаке), по мужу Макарова) [20.1 (1.2).1882 (в нек-рых источ. 1884, 1888), Петербург — 12.10.1953, Ленинград] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог.

Жена Г. Макарова.

Род. в семье архитектора, образование получила в Смольном ин-те. Пению обучалась сначала в Петерб. муз. школе И. Бровки-Виссендорфа (в кл. своей матери, известной в прошлом певицы Э. Гаке, и в кл. ф-п. Ф. Черни). С 1900 совершенствовалась в Милане, летом 1906 — в Милане у Т. Аркель.

Впервые выступила в концерте в 1896 в Гунтербурге (ныне Усть-Нарва). 19 дек. 1899 состоялся ее первый сольный концерт в Петербурге.

На оперной сцене дебютировала в Петербурге 17 окт. 1900 (зал Купеческого собрания), с 1901 выступала в петерб. т-ре "Аркадия" (антр. М. Максакова).

В окт. 1901 — февр. 1902 пела в Тифлис. опере, затем в петерб. т-ре "Аквариум" (антр. В. Любимова), в сезоне 1902/03 — в оперных т-рах Киева (антр. М. Бородая и С. Брыкина) и Одессы, в 1904—05 — в моск. т-ре Солодовникова и одновременно гастролировала в Харькове и Одессе, в 1906—07 пела в петерб.

Нар. доме. С 1905 неоднократно гастролировала в Риме (т-р "Констанция"), Неаполе (т-р "Сан Карло"), Парме, Триесте, Флоренции, Болонье, Вероне, Венеции (1908), Милане (1907, т-р "Ла Скала" и "Феличе"), Париже (т-р "Олимпия", 1906—07), Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго (в составе итал. труппы с Э. Карузо, 1908—10). В 1910—23 солистка петерб.

Мариинского т-ра (дебютировала в партиях Виолетты и Лакме), в 1917, 1919, 1921 и сезоне 1923/24 участвовала в отдельных спектаклях (в т. ч. в опереттах) МАЛЕГОТа.

В 1911 — 12 гастролировала в моск. Большом т-ре. Обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом приятного "серебристого" тембра и обширного диапазона, ясной и отчетливой колоратурой.

Исп. отличалось лиризмом и естественной грацией сцен. воплощения.

Зарубеж. критики называли ее "русской Тетраццини". Репертуар включал 40 партий. 1-я исп. партий: Атмы ("Метель"): в Мариинском т-ре — Царевны-Лебеди ("Сказка о царе Салтане"), Йеди ("Сын мандарина"), Рукайи ("Измена"). Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Марфа ("Царская невеста"), Царевна-Лебедь, Снегурочка, Рукайя, Манон, Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Джильда, Виолетта. "Партия Виолетты, несмотря на свою музыкальную тривиальность, в исполнении госпожи Вронской-Макаровой, имела интерес — как оживший, но когда-то модный, виртуозный жанр, где гибкость голоса и техника доведены до максимума...". ("Театр и искусство". 1910. № 38. С. 691). Др. партии: Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского), Лиза ("Пиковая дама"), Татьяна, Волхова;

Церлина ("Дон Жуан" и "Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Маргарита и Марта ("Фауст"), Мими и Мюзетта ("Богема"), Микаэла, Недда, Лейла, Лючия ди Ламмермур, Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Эльвира ("Фенелла, или Немая из Портичи"), Мария ("Царь и плотник"), Фея ("Золушка" Ж. Массне), Маргарита Валуа, Офелия, Филина, Перикола (в оперетте "Перикола" Ж. Оффенбаха).

Партнеры: Дж. Ансельми, Г. Бакланов, М. Баттистини, Г. Боссе, И. Ершов, К. Пиотровский, Л. Слезак, Д. Смирнов, Т. Руффо, Л. Собинов, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин.

Пела п/у А. Бернарди, В. Дранишникова, М. Ипполитова-Иванова, А. Коутса, Э. Купера, Э. Направника, Д. Похитонова, Г. Фительберга.

В 1908 гастролировала в Венеции.

Здесь исп. гл. партию в "Наваррянке" Массне (вместе с Г. Макаровым).

Конц. репертуар Б. включал произв.

А. Алябьева "Соловей"), Ц. Кюи, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, С. Рахманинова, А. Аренского, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига. С 1917 активно участвовала в концертах для рабочих, военных, систематически пела в концертах, организуемых Домом Красной Армии. В 1923—50 преподавала в Ленингр. конс. (с 1939 проф.); жила в городе во время блокады.

С 1945 вела занятия с группой студийцев в ленингр.

Т-ре муз. комедии.

Ученики — В. Еланская, К. Елисеева, Л. Колесникова, Д. Пантофель-Нечецкая, С. Рикка, Е. Тропика, А. Халилеева.

Награждена орденом "Знак Почета" (1938) и медалью "За оборону Ленинграда" (1944). С 1905 записывалась на грампластинки — в Москве ("Пате"), Петербурге ("Граммофон", 1909, 1913—14), Нью-Йорке ("Columbia", 1910). Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 35; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд.— М., 1962. С. 62: Пантофель-Нечецкая Д. Воспоминания (рук.). — в ЛГК, музей; Ласточкина Е. Е. А. Вронская (машинопись). — в НИО ЛГИТМиК, ф. 80, ед. хр. 40.