Бутенко Иван Филиппович

— оперный певец; род. в 1852 г., ум. 6 февраля 1891 г. в Москве.

Бутенко происходил из потомственных дворян Херсонской губ. По окончании курса в херсонской гимназии (в 1872 г.), он поступил на юридический факультет новороссийского университета, курс которого окончил со степенью действительного студента в 1876 г. Отбывая затем воинскую повинность, Бутенко, в качестве вольноопределяющегося в артиллерии, участвовал в русско-турецкой войне и был произведен в прапорщики.

Через непродолжительное время он вышел в отставку.

Обладая прекрасным голосом и любя пение, он отправился за границу и брал там уроки у известных профессоров пения Вены и Милана (главным образом, у Маркези и Антонио Бруци). Свою оперную карьеру Бутенко начал в Мантуе, где выступил в опере Верди "Сила судьбы" ("La forza del destino") в 1879 г., причем сразу обратил на себя внимание блестящими голосовыми средствами и имел громадный успех. После этого Бутенко выступил в "Жидовке" в миланском театре Даль-Верме и несколько позже в театре Сан-Карло в Неаполе.

В Австрии он пел в венском театре Маркези.

Весною 1885 г. Бутенко без дебюта был принят на сцену московского Большого театра.

Первые его выходы были 30 августа и 2 сентября того же года в партии Сусанина в опере "Жизнь за Царя" и затем 16 сентября в партии Марселя в "Гугенотах". В этих ролях Бутенко имел выдающийся успех и с первых же выходов заслужил любовь публики, которою неизменно пользовался до конца своей артистической карьеры.

Лучшими ролями Бутенко из его довольно разнообразного репертуара, кроме упомянутых партий Сусанина и Марселя, считались роли Мефистофеля (в "Фаусте"), Руслана (в "Руслане и Людмиле"), кардинала Броньи (в "Жидовке") и Зороастра (в "Волшебной Флейте"). Последнею из созданных им ролей была роль Дубровина (в опере Аренского "Сон на Волге"). По голосовым средствам и артистической индивидуальности Бутенко занимал видное место в труппе Императорской московской оперы. Он был певцом — художником, умевшим создавать живые и законченные образы.

Голос его — бас обширного диапазона и огромной силы и крепости — отличался в то же время замечательно красивым и мягким тембром, что давало ему возможность исполнять роли не только драматические, но и лирические.

Последний выход Бутенко состоялся за несколько дней до его смерти (22 января), в одной из первых его партий — в "Жидовке". Умер Бутенко от дифтерита.

Г. Риман, "Музыкальный словарь" (изд. Юргенсона), вып. III. — "Артист Императорских театров И. Ф. Бутенко", зам. N. в "Московских Ведомостях", 1891 г., № 39. — Некрологи: в "Русских Ведомостях", 1891 г., № 39, и "Новом Времени", 1891 г., № 5370. {Половцов} Бутенко, Иван Филиппович — талантливый певец — первый бас (1852—1891). Образование получил в Новороссийском университете; пел на Московской императорской сцене. {Брокгауз} Бутенко, Иван Филиппович — оперный певец, род. 1852 в Херсонской губ., ум. 6 февраля 1891 в Москве.

Общее образование получил в новороссийском университете; пению учился сначала в России, затем во Франции и Италии, где, обладая замечательным по силе и диапазону басом, пел на лучших сценах.

В 1885 был приглашен в труппу московской Имп. оперы, где и состоял до самой кончины (ум. от дифтерита), выступая с крупным успехом в партиях первого баса. (Б.) {Риман} Бутенко, Иван Филиппович [12(24).1.1854 (в нек-рых источ. 1852), Херсон. губ. — 6(18). 2.1891, Москва] — арт. оперы (бас-профундо).

Род. в дворянской семье. В 1876 окончил юридич. ф-т Новороссийского ун-та. В 1877—78 участвовал в русско-турецкой войне. Пению обучался в Одессе, совершенствовался во Франции у М. Маркези и в Милане у А. Буцци. Дебютировал в Мантуе (Италия) в партии Алькада ("Сила судьбы"), затем в т-рах "Даль-Верме" (Милан) и "Сан-Карло" (Неаполь). 1883—85 пел в Одесской опере, в 1885—91 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя"). Обладал замечательным по силе голосом мягкого тембра и широкого диапазона, первоклассной вокальной школой.

Исп. отличалось музыкальностью, отточенной фразировкой, безупречной дикцией, особенно в речитативах.

К концу сцен. деят-сти свойственную ему простоту исп. вытеснил излишний пафос. Репертуар был разнообразным (лирич. и драм. партии). 1-й исп. партий: Дубровина ("Сон на Волге"), Тараса Бульбы ("Тарас Бульба" В. Кашперова); в Большом т-ре — Пимена ("Борис Годунов", 2-я ред.), Вильгельма Завоевателя ("Гарольд"), Зарастро ("Волшебная флейта"), Мефистофеля ("Мефистофель"), Генриха-Птицелова ("Лоэнгрин"). Лучшие партии: Руслан, Марсель ("Гугеноты"), Кардинал ("Жидовка"), Мефистофель ("Фауст"). Др. партии: Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Югурта;

Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Каспар.

Пapтнеры: А. Барцал, Л. Донской.

М. Климентова, Б. Корсов, А. Крутикова, М. Эйхенвальд.

Пел п/у И. Альтани, А. Аренского, Э. Направника.

В 1890 исп. в Москве сольную партию в Реквиеме Дж. Верди (в ансамбле с М. Дворец, Е. Лавровской, А. Барцалом).

Лит.: И. Ф. Бутенко. (Некролог) // Ежегодник имп. театров: Сезон 1890—1891. — СПб., 1892. С. 284—285; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890— 1930. — Л., 1936. С. 177; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 191 — 192.