Цейтлин Гиллель

— писатель.

Род. в м. Корма (Могилевской губ.) в 1872 г., в хасидской семье. Отец Цейтлина, талмудист, дал сыну традиционное воспитание.

Богато одаренный Ц. уже в юности обратил на себя внимание своими обширными талмудическими знаниями и славился под именем "der kormer Ilui". Талмудическая письменность не удовлетворила впечатлительного юношу. Ц. с увлечением отдался изучению хасидской литературы; случайно подвернувшиеся несколько книг эпохи "гаскалы" возбудили в нем жажду знания, и он стал усердно изучать средневековую и новейшую философию.

Особое впечатление произвела на него философская система Спинозы, которому он впоследствии посвятил специальную монографию (Baruch Spinoza, 1900, изд. Тушия). Скитаясь по разным городам и местечкам в качестве преподавателя еврейского языка, Ц. усиленно занимался самообразованием.

Решающее влияние на развитие Ц. имели годы его пребывания в Гомеле в среде интеллигентного кружка лиц, к которому примкнули также писатели Бренер, Онохи, Гнесин и др. К этому времени относится начало литературной деятельности Ц. Написанные прекрасным образным языком и проникнутые глубоким искренним чувством работы "Hirhorim" и "Michtebei achad ha-Zeirim", "Ha-Dor", 1901) выдвинули Ц. В том же году Ц. опубликовал "Ha-tob we ha-ra" (о проблеме добра и зла у евреев и у других народов; имеется и жаргонный перевод).

С этого времени Ц. всецело отдался литературе.

С основанием "Ha-Zeman" Ц. стал его постоянным сотрудником.

Кроме статей, где Ц. отстаивал точку зрения территориализма, он поместил в ежемесячнике "Ha-Zeman" монографию о Ницше, сочинения которого оказали на него сильное влияние.

Ц. затем сотрудничал в жаргонной "Наint", а позже стал ближайшим сотрудником газеты "Moment", где, кроме многочисленных статей на текущие темы, поместил обширную монографию о Шнеур-Залмане (Der alter Rebi, 1912—1913 г.). Истории хасидизма посвящены также монографии Ц. "Rabi Nachman mi-Berasslaw" (1910) и "Ha-Cassidut" (1910). Отдельным изданием вышли избранные сочинения Ц. на жаргоне (Schriften, 2 ч., изд. Шимин) и по-древнееврейски ("Machschawah we-schirah", 2 ч., изд. Тушия). Последние годы Ц. часто выступает в качестве лектора по истории литературы и на религиозно-национальные темы. — Романтик-мечтатель по натуре, с неустанно мятущейся религиозно настроенной душой, Ц. является оригинальной фигурой в современной еврейской литературе.

Его писания проникнуты скорбью о несчастном страдающем человеке, об измельченной человеческой личности, изуродованной торжествующей пошлостью и мещанством; в гневном, обличительном тоне он призывает к светлому идеалу прекрасного и божественного.

Для него "тоска по красоте" ("di benkschaft noch schenkeit") всецело сливается с религиозным экстазом и исканием божественного начала.

И этот призыв от существующего к должному, от действительности к идеалу, выливается у Ц. в самобытно-национальных образах и формах.

Для него хасидизм не есть призыв к прошлому, а яркий символ неукротимого порыва к божественно-прекрасному, протест против догм позитивизма и рационализма во имя свободных религиозных исканий человеческой души. — Ср.: M. Berditschewsky, Ba-Erew, 84—94 (характеристика).

Ц. {Евр. энц.}