Чубайс Анатолий Борисович

Чубайс Анатолий Борисович Председатель правления РАО ЕЭС с апреля 1998 г.; действительный государственный советник РФ 1 класса; родился 16 июня 1955 г. в г. Борисове Минской области; окончил Ленинградский инженерно-экономический институт им. П. Тольятти (ЛИЭИ) в 1977 г., кандидат экономических наук; работал инженером, ассистентом, 1982—1990 — доцент ЛИЭИ; 1990—1991 — заместитель, первый заместитель председателя Ленгорисполкома; с ноября 1991 г. — председатель Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом в ранге министра РФ; с июня 1992 г. — заместитель Председателя Правительства РФ, с ноября 1994 г. — первый заместитель Председателя Правительства, руководитель Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ; освобожден от обязанностей первого заместителя Председателя Правительства в январе 1996 г.; с февраля по июль 1996 г. — президент Фонда защиты частной собственности; 15 июля 1996 г. назначен руководителем Администрации Президента РФ; 7 марта 1997 г. освобожден от должности и вновь назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ, занял также пост министра финансов; от поста министра финансов освобожден осенью 1997 г., оставаясь вице-премьером; в марте 1998 г. ушел в отставку со всем составом Правительства; июнь-август 1998 г. — специальный представитель Президента РФ по связям с международными финансовыми организациями в ранге вице-премьера Правительства РФ; до января 1996 г. выполнял обязанности управляющего от России в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций; являлся членом Совета Обороны и Совета Безопасности РФ; первый заместитель председателя Временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины с октября 1996 г.; был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва по списку блока "Выбор России", являлся членом Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; 1995—1996 — член Совета директоров "Общественного российского телевидения", член попечительского совета ОРТ с 1995 г.; 20 мая 2000 г. был избран одним из пяти сопредседателей Координационного совета общероссийской политической организации "Союз правых сил" на ее учредительном съезде; в октябре 2001 г. был избран председателем совета директоров нового медиа-холдинга "REN TV"; председатель попечительского совета Клуба юристов; владеет английским языком; женат, имеет двоих детей; увлекается водным туризмом.

А. Чубайс был одним из основателей и членом совета ленинградского клуба "Перестройка", инициаторами создания которого были молодые авторы прогрессивного по тем временам экономического журнала "ЭКО". Принадлежал к умеренному крылу членов клуба. В 1989 г. вошел в предвыборный штаб "Выборы-89", созданном ленинградскими неформалами в ходе подготовки к кампании по выборам народных депутатов СССР. Будучи членом КПСС, в 1990—1991 примыкал к "Демократической платформе в КПСС". Заявлял, что не намерен заниматься чисто политической деятельностью, отказывался от предложений баллотироваться в народные депутаты РСФСР и Ленинградского городского совета.

Будучи заместителем председателя Ленинградского горисполкома, выступал за создание в городе свободной экономической зоны с широким привлечением иностранного капитала, активно поддерживал усилия председателя Ленсовета А. Собчака в этом направлении и добился одобрения проекта.

На посту председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом в "правительстве реформ" Е. Гайдара возглавил разработку программы приватизации, подготовку и внедрение системы именных приватизационных чеков — ваучеров.

Выступал против безвозмездной передачи трудовым коллективам контрольных пакетов акций приватизируемых предприятий.

Программа приватизации Чубайса, предусматривавшая акционирование предприятий, их аукционные продажи за ваучеры, а на втором этапе за деньги, вызывала резкую критику со стороны Верховного Совета РФ, в котором проводилась разработка альтернативных вариантов приватизации госсобственности, а также со стороны многих известных экономистов, в том числе и либерального толка. Она получила и крайне негативную оценку большинства населения, так как приватизационные чеки не оправдали расчетов людей на справедливое распределение приватизируемой части национального богатства страны.

В 1994 г. стал одним из инициаторов создания партии "Демократический выбор России", на учредительном съезде был избран членом Политсовета ДВР. В марте 1995 г. назвал "политической ошибкой" заявление Политсовета ДВР об отказе поддерживать Б. Ельцина, если он выставит свою кандидатуру на президентских выборах 1996 г. Приостанавливал свою деятельность в партии и Политсовете вплоть до неудачи ДВР на выборах в Государственную Думу второго созыва в декабре 1995 г. Отставка А. Чубайса с поста первого заместителя Председателя Правительства РФ в январе 1996 г. была с удовлетворением воспринята значительной частью населения страны и, по мнению ряда наблюдателей, сыграла существенную роль в повышении рейтинга Б. Ельцина в ходе предвыборной президентской кампании.

Чубайс вошел в избирательный штаб Ельцина и, как полагают многие, в решающей степени способствовал его вторичному избранию на пост Президента.

Возвращение А. Чубайса в Правительство расценивается наблюдателями как логичный шаг Президента Ельцина в условиях безнадежно затягивающегося кризиса, когда нужны реальные и быстрые практические действия.

Опытный управленец, профессиональный организатор Чубайс полгода занимался подготовкой реорганизации системы государственного управления на посту руководителя президентской Администрации.

С назначением первым вице-премьером он получил все необходимые формальные и реальные полномочия для проведения реформы управления экономикой, намеченной в послании Президента в марте 1997 г. Есть все признаки того, что эта реформа будет последовательно радикальной.

В этом заинтересован и Президент, который намерен, как было заявлено в послании передать своему преемнику в 2000 году страну "с динамично растущей экономикой, эффективной и справедливой социальной защитой", и финансово-промышленные группы, готовые предоставить правительству гарантии серьезной финансовой поддержки.

Вместе с тем, как отмечали многие обозреватели, в случае неуспеха нового цикла радикальных реформ, можно будет вновь свалить всю вину на "не справившегося" Чубайса.