Чупров Александр Иванович

Чупров Александр Иванович — известный экономист и общественный деятель.

Род. в 1842 г. в городе Масальске Калужской губернии.

По окончании курса в семинарии поступил в духовную академию, откуда перешел на юридический факультет московского университета, где и окончил курс в 1866 г. и оставлен стипендиатом по кафедре политической экономии и статистики.

В 1872 г. был командирован за границу и, между прочим, слушал в Лейпциге лекции Рошера.

По возвращении из-за границы был приглашен, в 1874 г., читать лекции по политической экономии в московский университет, а в 1876 г. открыл чтения и по статистике и продолжал их до выхода из университета.

Вступление Ч. в состав университетских представителей совпало с появлением в московском университете новых сил и расцветом преподавания политической экономии и науки о финансах.

В 1875 г. Ч. защитил магистерскую диссертацию: "Железнодорожное хозяйство.

Его экономические особенности и его отношение к интересам страны". Второй крупный труд Ч., посвященный также железнодорожному хозяйству, представлен им в качестве докторской диссертации: "Условия, определяющие движение и сборы по железным дорогам, валовой доход и его факторы.

Количество товарных грузов". Эти сочинения появились в тот период времени, когда в нашей экономической литературе, кроме устарелого труда Цехановецкого, по железнодорожному хозяйству ничего почти не было; между тем, благодаря практической важности железных дорог и неупорядоченности железнодорожного хозяйства и его отношений к государству, железнодорожные вопросы привлекали всеобщее внимание.

Ясность изложения, искусный анализ сложных явлений экономической жизни, уменье иллюстрировать выведенные положения рядом цифровых данных, а также указание способа урегулирования отношений путем выкупа в казну железных дорог по строительной их стоимости, сразу выдвинули автора этих исследований и создали ему в ряду экономистов почетное положение.

В качестве специалиста по железнодорожным вопросам, Ч. был приглашен к участию в известную комиссию графа Баранова по исследованию железнодорожного хозяйства в России.

В 1888 г. он был привлечен к участию в комиссии В. К. Плеве по исследованию причин падения цен на сельскохозяйственные продукты и совместно с М. И. Мусницким издал сочинение об "Упорядочении тарифов по перевозке хлебных грузов" (1889). Как лектор, Ч. привлекал в аудиторию массу слушателей.

Крупной его заслугой является возбуждение интереса к научным занятиям среди студентов, работавших под его руководством; из них многие в настоящее время занимают кафедры в университетах.

Достигалось это не только научностью и изяществом изложения, но и доступностью профессора и вниманием его к студентам.

Он не только давал обращавшимся к нему советы и указания, но и предоставлял в их пользование книги из своей библиотеки.

Университетские чтения Ч. изданы, под названием "Политическая экономия" и "История политической экономии", слушателями Ч., который только редактировал записанное студентами.

Нельзя не пожалеть, что автор сам не издал своих лекций; по ясности изложения, по приемам исследования наиболее сложных вопросов политической экономии они заняли бы почетное место в литературе любой страны.

В области теории Ч. разделяет воззрения исторической и этической школ политической экономии, а частью также научного социализма.

Другие труды Ч.: "О характере и причинах современного промышленного кризиса в Западной Европе" (речь в торжественном собрании московского университета 12 января 1889 г.); "Демография на лондонском гигиеническом конгрессе" ("Юридический Вестник", 1892, № 2); "Характеристика Москвы по переписи 1882 г."; "Товарные склады и их значение ввиду американской конкуренции" (доклад торгово-промышленному съезду, 1882); "Об экономическом значении образовательных и воспитательных учреждений для рабочего класса" (1898). Вместе с А. С. Посниковым Ч. редактировал известное издание министерства финансов "Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства", в котором ему принадлежит отдел "Влияние хлебных цен и урожаев на движение земельной собственности". Ч. долго принимал большое участие в газете "Русские Ведомости", поместив в ней немало статей по экономическим вопросам и в особенности по железнодорожному хозяйству.

В настоящем Словаре ему принадлежит часть статьи "Железные дороги". В 1883 г. был избран председателем статистического отделения Московского юридического общества и, сделав его центром земских статистиков, оказал несомненное влияние на развитие земских статистических исследований в России.

Принимал деятельное участие в разработке плана переписи Москвы 1882 г. и в ее исполнении.

Выйдя в отставку, Ч. проживает главным образом за границей.

В. Судейкин. {Брокгауз} Чупров, Александр Иванович (1842—1908) — видный буржуазный экономист, публицист и либеральный общественный деятель.

Окончил юридический факультет Московского ун-та в 1866. С 1874, по возвращении из-за границы, куда он был командирован для продолжения своей научной подготовки, Ч. начал читать лекции по политической экономии в Московском ун-те, а с 1876 — и по статистике.

В качестве крупного специалиста Ч. привлекался к участию в ряде правительственных комиссий, как напр. комиссия гр. Баранова по исследованию ж.-д. хозяйства в России и комиссия Плеве по исследованию причин падения цен на с.-х. продукты.

Редактировал вместе с А. С. Постниковым двухтомное исследование группы либеральных и народнических экономистов "Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства". Был председателем Статистического отделения Моск. юридического об-ва. Содействовал развитию земских статистических исследований в России.

Сотрудничал много лет в "Русских ведомостях". Перу Ч. принадлежит ряд научных исследований и курсов.

Ч. был крупным специалистом по вопросам ж.-д. экономики.

Ввиду роста ж.-д. хозяйства России работы Ч. приобретали крупное значение и создали их автору популярность видного специалиста.

В "Капитале" (т. II, гл. 1) Маркс, говоря о том, что существуют самостоятельные отрасли промышленности, где продукт производственного процесса не является новым вещным продуктом, товаром, ссылается на книгу Ч. "Железнодорожное хозяйство", где последний писал, что в перевозочной пром-сти акты производства и потребления сливаются вместе, ибо услуги ж. д. потребляются в тот же момент, когда они производятся.

Аграрные работы Чупрова подвергались резкой критике Ленина за их реакционность, прикрытую либеральными фразами.

В теоретических работах ("Курс политической экономии", "История политической экономии" и др.) Чупров был эклектиком, примыкая в основном к историко-этической школе. Маркса Чупров трактовал как представителя эволюционных воззрений.

Тpуды Ч.: Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства, т. I—II, СПб, 1897; Железнодорожное хозяйство, т. I—II, М., 1875—78; Крестьянский вопрос (Статьи 1900—08), М., 1909 ; Политическая экономия (Лекции), M., 1907 ; История, политической экономии, 7 изд., M., 1913; Курс политической экономии, М., 1917; Курс статистики, вып. 1, М., 1886; Теория статистики и статистика народонаселения, М., 1899; Статистика, Киев, 1907; Мелкий кредит и кооперация (Статьи 1900—04), М., 1909; Речи и статьи, т. I — ІІІ, м., 1909. А. Реуэль.