Цветаев Дмитрий Владимирович

(род. в 1852 г.) — историк.

Сын сельского священника Владимирской губернии, Ц. по окончании курса в СПб. духовной академии прослушал педагогические курсы при 2-ой СПб. военной гимназии.

Преподавал историю, русский язык, словесность, педагогику и методику в средних учебных заведениях ведомств военного, народного просвещения и императрицы Марии в Орле и Москве.

По защите магистерской диссертации Ц. поступил (1886 г.) в приват-доценты Московского университета.

С 1887 г. состоит профессором Варшавского университета по кафедре русской истории.

Специальные научные изыскания Ц. по русской истории сосредоточиваются главным образом на "немецком" вопросе в России и состоят в документальном выяснении положения, жизни и деятельности иностранцев и инородцев протестантского и католического вероисповеданий и отношении русских к этим людям и к западноевропейской культуре и образованности.

Сюда относятся статьи и монографии: "Марья Владимировна и Магнус Датский" ("Ж. M. H. Пр.", 1878, III); "Протестантство в Польше и Литве в его лучшую пору" ("Чтения в Общ. любителей дух. просвещения", 1881, XII); "Вновь открытый закон Петра Вел. о протестантах" ("Московские ведомости", 1882, 319); "Положение протестантов в России до Петра Вел." ("Ж. M. H. Пр.", 1883, IX—X); "Протестантство в России в правление Софьи" ("Русский вестник", 1883, XI); "Из истории брачных дел в царской семье московского периода" (ib., 1884, VII—VIII и отд.); "Генерал Николай Бауман и его дело. Из жизни Московской Ново-Иноземской слободы в XVII веке" (М., 1884); "Истории сооружения первого костела в Москве" (М., 1886); "Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках" ("Русский вестник", 1885 и отд.); "Обрусение иноземцев протестантов в Московском государстве" (М., 1886); "Положение западного иноверия в Московском государстве" ("Московские ведомости", 1886, 273—74, вступительная речь, читанная в Московском университете); "Литературная борьба с протестантством в Московском государстве" (М., 1887); "Иностранцы в России в XVI—XVII вв." ("Русский вестник", 1887, XII); "Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра" ("Варшавские унив. известия", 1889, VIII; "Православное обозрение", 1890, V—VII и отд.); "К истории культуры в России в XVI и XVII веках" (Воронеж, 1890); "История основания русского флота" ("Русская старина", 1896, VII и отд.); "Медики в Московской России и первый русский доктор" ("Труды Русс. медицинского общ. при Варшавском унив.", 1896, II и отд.); "Новые данные о кронпринцессе Софии-Шарлотте" ("Московские ведомости", 1899, 316) и проч. Благодаря изучению предмета по отдельным деталям в объединительных трудах Ц. из данной области даже частности обыкновенно оказываются подробно и тщательно обработанными.

Важнейшие труды этого рода: "Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках" (М., 1886, магистерская дисс.) и "Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований" (M., 1890, докторская дисс.). В первом из них дается фактическая история пользования свободой общественного и частного вероисповедания протестантов и католиков в Московском государстве.

Второй труд изображает быт иноземцев-протестантов и взаимные сношения их с русскими, сопровождавшиеся культурным воздействием на русскую среду. "Исчерпывая все существенные стороны предмета", это сочинение является "как бы введением в историю Петровской реформы" (проф. Багалей, Брикнер и Завитневич).

Часть архивных и рукописных документов, собранных Ц., издана им под загл. "Памятники к истории протестантства в России" (ч. I, М., 1888). В речи "К истории изучения вопроса об иностранцах в России" (Варшава, 1891), произнесенной на докторском диспуте, объясняется важность непосредственного изучения предмета по подлинным архивным данным.

За последние годы специальные работы Ц. относятся преимущественно к вопросам, связанным с пребыванием и кончиной царя Василия Ивановича Шуйского в польском плену. На основании, главным образом, данных, найденных им в архивах, он сначала выясняет различные отделы предмета в ряде монографий: "Царь Василий Шуйский в Польше" ("Варш. унив. известия", 1894, IV—V; "Варшавский дневник", 1897, № 86); "Об усыпальнице Шуйских в Варшаве" ("Варш. дневник", 1897, дек. 20; "Исторический вестник", 1898, II, V) и др.; затем составляется цельный труд под загл. "Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше"; вышел второй его том в двух книгах, заключающий "приложение к историческому исследованию" (Варшава, 1901—1902); самое исследование входит в первый том и печатается.

Из статей Ц. по другим предметам выдаются: "Сношения с Абиссинией" ("Русский архив", 1888, I);. "Из истории церковной и государственной жизни в старой Москве" ("Христианское чтение", 1896, I), "Новые материалы к истории Москвы" ("Московские ведомости", 1885, № 75); "Петр Великий во Франции" ("Русское обозрение", 1894; "Московские ведомости", 1901, № 252). Основные взгляды Ц. на русскую историческую жизнь наиболее цельно формулированы им в статье "Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях" ("Русское обозрение", 1895, II), исходной мыслью которой служит положение, что "по своей природе и истории Россия как самостоятельное государство безусловно необходима для правильной жизни самой Западной Европы: до вступления своего в круг европейской системы она была охранительницей ее от азиатского напора и разрушения со стороны диких полчищ; по вступлении же своем в систему европейских государств (в эпоху Петровских реформ) она стала незаменимой посредницей между борющимися там сторонами, оберегающей политическое равновесие и тем обеспечивающей благосостояние и возможность беспрепятственного дальнейшего культурного развития западноевропейских государств и народов" (стр. 714—715). Начав свои научные занятия по русской истории под руководством проф. Кояловича, Ц. в методах исследования и в основных воззрениях ближе стоит к исторической школе С. М. Соловьева.

В педагогической литературе наиболее известны его "Баллады Шиллера.

Опыт объяснения их" (помещались в "Филологических записках" 1881—82 гг. и отд.). А. С—ов. {Брокгауз}