Даниель М.

(псевдоним Даниила Мееровича, род. 1900) — еврейский писатель.

Дебютировал в 1924 повестью "В такое время" (журн. "Штром", 1924, № 5—6) на тему о войне и беженстве, где дан ряд картин из жизни еврейской бедноты 1905—1917. Наибольший интерес представляет повесть из времен польской оккупации 1920 "На пороге" (перев. на русский язык), отмеченная, как и вообще все произведения Д., выразительной сжатостью и экспрессией стиля. В 1929 вышел (Гиз Укр.) сборник "В такое время", в который включен ряд рассказов Д., опубликованных за последние годы в еврейской повременной печати.

Лит.: Литваков M., In Umru, t. II, M., 1926. Даниель, М. (Меерович) [1900—] — современный еврейский советский писатель.

Род. в Двинске.

С 11 лет работал в портняжной мастерской.

Активно участвовал в рабочем движении.

Первое произведение Д. — "В такое время", напечатанное в журнале "Штром" (Москва, 1924), поставило его в центре еврейской советской прозы. Воды реки Камы несут две встречных волны людских страданий.

Гонимые царской расправой бегут с фронтовой полосы на восток еврейские беженцы; им навстречу, сопровождаемые плачем оставленных, идут на фронт обреченные на гибель мобилизованные татары.

Военные еврейские погромы, беженство — обычно трактовались в еврейской литературе в шовинистическом, религиозно-фанатическом плане (Ш. Аш и др.). Д. порвал с этой традицией и осветил свою тему интернационалистическим социальным рефлектором.

На основе инверсионного, многопланового построения Д. развернул картину жизни еврейских социальных низов с 1905 до Февральской революции.

Путь центрального персонажа Д. — из маленькой мастерской, из Двинского предместья к русским рабочим на Урале — приобретает характер социального символа.

Во второй повести — "Рахмиэл — ночной сторож" — Д. изображает в восприятии ночного сторожа 1918—1919 гг. Рахмиэл и в эти годы, как в течение всей своей жизни, ночью охранял лавки, а днем спал. И он не знал, что товары в магазинах были давно национализированы.

Он охранял пустые лавки. Ряд картин: восстание в городе, уход с царского фронта, другой основной образ — рабочего Зыряна и др. — все это дано с большой динамичностью и художественной напряженностью.

Последнее большое произведение Д. — "На пороге" (имеется русский перевод) — рисует борьбу Красной армии с польской оккупацией в большом северо-западном городе.

В центре — художник-кубист, который бросил свое ателье, ушел на работу в жилотдел и погиб, сражаясь.

Образ возрожденного к большой и героической действенности художника, стихия захваченных революцией еврейских ремесленных масс противопоставлены покинутому рабочими массами интеллигенту — лидеру еврейской социалистической партии.

Д. — также автор ряда новелл: "На седьмой линии", "К Ленину", "Бывшие" и др. Библиография: Литваков M., "In Umru", т. II; Hусинов И., "Roite weit", 1927, № 4; Добpушин И., "In a Zeit asa" ("Roite weit"). И. Н. {Лит. энц.}