Давыдов Степан Иванович

— директор придворного театра в Москве и автор нескольких церковных композиций.

Давыдов родился в 1777 году, умер в 1825 г. Взятый еще в малолетстве в число придворных певчих, он рано обнаружил способности к композиции и сделался известен императрице Екатерине II. По желанию императрицы, Давыдов был отдан в качестве пансионера к прибывшему в то время в Петербург Сарти, у которого он обнаружил большие успехи и был любимым композитором церковной музыки у членов Императорской Семьи. Его "Четырехголосная литургия" напечатана на средства придворной певческой капеллы и заключает в себе следующие пьесы: "Славы и ныне", "Единородный Сыне", "Приидите поклонимся", "Святый Боже", "Херувимская песнь", "Верую", "Милость мира", "Достойно и праведно есть", "Свят, свят, свят", "Тебе поем", "Достойно есть", "Отче наш", "Един свят" и "Хвалите Господа". Давыдов принимал также участие в переделке немецкой оперы на русский лад, под заглавием: "Леста, днепровская русалка", исполненной в 1803 г. К. Кавосом, и в составлении оперы "Русалка" Кауэра. (1804 г.). "Энциклопедический Лексикон" Края. — П. Перепелицын: "История музыки в России", СПб., 1888 г. {Половцов} Давыдов, Степан Иванович — композитор духовной музыки (1777—1825). Имп. Екатерина II обратила особое внимание на выдающиеся способности Д., который был придворным певчим.

Известному композитору Сарти, приехавшему в Петербург, было поручено заняться музыкальным образованием Д. Из сочинений духовной музыки Д. изданы: четырехголосная литургия, концерты и пр. Д. в конце жизни был директором музыки императорских театров в Москве. {Брокгауз} Давыдов, Степан Иванович — род. 1777, ум. 1825 в звании директора музыки Имп. театров в Москве.

Будучи певчим придворного хора, Д. обратил на себя внимание императрицы Екатерины II, которая поручила его музыкальное образование Сарти. Д. написал оперу "Русалка" (в сотрудничестве с Кауером и Кавосом;

СПб. 1803), хоры к трагедии "Амбоар и Аурунгзеб" (СПб. 1814), концертную увертюру и пр. Духовно-музыкальные произведения Д. в свое время были очень распространены, хотя мало выделяются среди произведений его современников; отличительными качествами их является звучность, обилие сольного пения и недостаточная свобода голосоведения, заменяемая часто гармонической фигурацией.

Д. написал полную литургию на 4 гол., 13 концертов, из которых 3 двуххорных и др. (изд. П. Юргенсона). (П.) {Риман} Давыдов, Степан Иванович директор музыки придворн. театра в Москве, композит. церковн. музыки; † 1825 г. Дополнение: Давыдов, Степан Ив., музыкальн. композитор; † 1825 г. В 1803 г. писал вместе с Кауером музыку для оперы "Леста, днепровская русалка". Его "Арии" из "Русалки", аранжированные для фортепиано, продавались отдельно. {Половцов} Давыдов, Степан Иванович (1777—1825) — композитор церковной и театральной музыки.

Начал свою музыкальную карьеру в придворном хоре в качестве певчего.

В дальнейшем учился у итальянца Сарти в Петербурге.

Музыкальная культура Италии, насаждаемая в России итальянцами, приглашенными к императорскому двору, имела большое влияние на развитие русской музыки, в особенности церковной.

Следы этого влияния заметны и в композициях Д., отличающихся торжественностью и пышностью звучания, большим количеством сольных номеров при сравнительно небольшом техническом мастерстве.

Д. написаны 4-го-лосная литургия и 13 концертов, из них 3 двуххорных (изданы П. Юргенсоном).

Д. известен также как композитор театральной музыки.

В сотрудничестве с Кавосом им переделан для русской сцены зингшпиль Кауера "Леста, днепровская русалка" (СПб, 1803); Д. принадлежат также хоры к трагедии "Амбоар и Аурунгзеб" (СПб, 1814) и концертная увертюра.