Деев-Хомяковский Григорий Дмитриевич

(род. 1888) — литературный деятель, поэт. Член ВКП(б). До Октябрьской революции — пастух, рабочий, потом — педагог, секретарь "Будильника", руководитель "Суриковского литературно-музыкального кружка". После Октября — редактор нескольких журналов и активный член и учредитель разнообразных литературных организаций.

Автор ряда исторических и литературно-критических статей, пьес, рассказов, стихотворных сборников.

Литературные произведения Д.-Х. по б. ч. лишены художественности.

Известность он приобрел в качестве руководителя крестьян-литераторов, узко ориентировавшегося на т. н. самородков-самоучек.

Лит. см. Владиславлев И., Литература великого десятилетия, том I, М.—Л., 1928. Деев-Хомяковский, Григорий Дмитриевич [1888—] — современный поэт и литературный деятель.

Член ВКП(б). Родился в бедной крестьянской семье. В детстве был пастухом и поденщиком у местного помещика, позже работал в Москве: сапожником, пекарем, рассыльным, типографским рабочим, секретарем "Будильника" и т. д. После Октябрьской революции Д.-Х. — редактор журналов "Красная армия просвещения", "Работник просвещения", "Трудовая нива", "Жернов" и др.; активный член и учредитель разнообразных литературных обществ, председатель "Суриковского кружка писателей из народа", председатель "Общества крестьянских писателей" и т. д. Литературная продукция Д.-Х. разнообразна и обильна: статьи на общественные и исторические темы, критико-биографические очерки, стихи, проза, драматические произведения, статьи по обще-литературным и литературно-политическим вопросам.

У Д.-Х. нет единой темы и единых героев — он пишет о крестьянстве, пролетариате, мещанстве и др. социальных группах, но его произведения пронизаны, правда, классово нечеткими устремлениями деревенской бедноты.

В дооктябрьскую эпоху эти расплывчатые идейно-психологические устремления выражались мотивами недовольства несправедливостью жизни, надеждами на то, что "взойдет заря, вздохнет народ", и призывами к борьбе ("В путь хотя по скалам", "На подвиг честный и свободный идемте, истину любя"); после Октября — в достаточной мере слащавой радостью о переустройстве жизни трудового народа на социалистических основах.

Произведения Д.-Х. первого периода проникнуты народническими, революционно-демократическими тенденциями.

Иногда проскальзывают в них и религиозно-пацифистские образы и мотивы ("Я верю", "Родина", "Он взывал"), но последние большей частью имеют не определяющее, а случайное и служебное значение, являясь способом проведения революционно-демократической идеи. В формальном отношении произведения Д.-Х. довольно слабы. Ученическая подражательность Кольцову, Некрасову и Никитину в ритмике, глагольная, простая и неправильная рифма, тривиальность эпитетов и прилагательных, искусственная "революционно-романтическая", ложнопатетическая лексика (Чертог, Кумир, Святыня, Арфа, Грезы, Оковы, Узы, Заря, Звезда, Свет) — таковы некоторые характерные особенности стиля Д.-Х. Схематичность обрисовок, искусственность положений, немотивированность поведения, напыщенность и сентиментальность выражений — такова его манера развертывать повествование.

Д.-Х. получил своеобразную известность в литературной современности не как художник, а как один из руководителей крестьянского литературного движения в ранний его период.

Крайне одностороннее культурничество и народническая ориентация на самородков и самоучек заслонили в практике его руководства новые и большие, поставленные послеоктябрьской действительностью, задачи собирания крестьянских писателей на основе четко-классовой позиции (см. "Крестьянская литература русская"). Библиография: III. Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Peвякин А., Антология послеоктябрьской крестьянской литературы (печатается).

А. Ревякин. {Лит. энц.}