Дегтярев Степан Аникиевич - Биография

Дегтярев Степан Аникиевич

— известный русский композитор духовной и светской музыки (1766—1813). В детстве пел в капелле графа Шереметева.

Музыкальным образованием Д. обязан композитору Сарти, с которым ездил в Италию.

Он написал много духовных произведений, среди которых до 60 концертов.

Особенную известность приобрели: "Херувимская", "Достойно есть", "Отче наш". Об оратории его "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы в 1612 г." говорилось не только в русской, но и в заграничной печати.

Д. перевел на русский язык учебник Канонедини (1805 г.). Оставил недоконченною ораторию: "Бегство Наполеона". Н. С. {Брокгауз} Дегтярев, Степан Аникиевич (Дехтерев) — род. 1766, ум. 1813; пел альтом в хоре гр. Шереметева, пользовался уроками музыки у Сарти в СПб. и затем в Италии, вернувшись откуда сделался капельмейстером хора и домашнего театра гр. Шереметева.

В свое время считался видным духовным композитором.

Д. написал до 60 концертов ("Слава в вышних Богу", "Достойно есть" и др.) и, кроме того, несколько отдельных песнопений, чрезвычайно распространенных в провинциальных певческих хорах. Сочинения Д. не напечатаны, за немногими исключениями.

Д., кроме того, известен как автор первой русской оратории "Минин и Пожарский" на слова Н. Д. Горчакова.

Оратория впервые была исполнена в Москве (1811) с огромным составом музыкальных сил под личным управлением Д. Второй раз ее исполнили в Российском Благородном Собрании в Москве в день открытия памятника Минину и Пожарскому в 1818. Д. написал еще оратории "Освобождение Москвы в 1812" и "Бегство Наполеона" (не окончена) и перевел с итальянского соч. Манфредини "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке". СПб. 1805. {Риман} Дегтярев, Степан Аникиевич композитор церковн. муз.; р. 1766, † 23 апр. 1813 г. {Половцов} Дегтярев, Степан Аникиевич (иначе Дехтяpев; 1766—1813) — композитор.

Был крепостным графа Шереметева, имевшего в своей подмосковной собственную крепостную "капеллу" и театр. Д. обратил на себя внимание музыкальными способностями, был отдан в ученики к знаменитому итальянскому композитору Сарти, в обществе которого совершил путешествие по Италии.

По возвращении Д. занял должность капельмейстера шереметевской капеллы и театра.

Как музыкант и композитор Д. является представителем группы рус. композиторов-"итальянцев", культивировавших в России итальянскую музыку, наиболее излюбленную и модную в придворных и "высших" сферах современного ему общества.

В силу этого произведения Д. носят сильный отпечаток "итальянщины", изобилуя руладами и фиоритурами.

Произведения Д. принадлежат почти исключительно к духовно-певческой области и представляют в значительном большинстве так называемые концерты.

Несмотря на указанные выше недостатки, сочинения Д., общим числом около 60, весьма мелодичны, полны глубокого чувства и доказывают значительную одаренность их автора.

Наибольшую славу создали Д. его оратории: "Торжество России", "Минин и Пожарский" (исполненная в Москве под управлением автора в 1811), "Освобождение Москвы в 1812 году" и "Бегство Наполеона" (неоконченная).

Сочинения Д. принесли ему известность не только на родине, но и за границей.

Ему также принадлежит перевод на рус. язык книги Манфредини "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке". Из сочинений Д. изданы, уже в позднейшее время, две из его ораторий ("Минин и Пожарский" и "Освобождение Москвы"), а также несколько концертов, все же остальные сочинения (многие из них до нас не дошли) находятся в рукописях.

М. Бражников.

Дегтярев, Степан Аникиевич (Дехтерев; род. в 1766 в с. Борисовка Курской губ., ум. 5.V.1813 там же) — рус. композитор (крепостной гр. Н. Шереметева до 1803). Муз. образование получил в Петербурге у Дж. Сарти, затем в Италии.

Был дирижером и композитором крепостных театральных орк. в имениях Н. Шереметева — Кусково и Останкино.

В историю отечественной музыки Д. вошел как основоположник жанра рус. национальной оратории.

Соч.: оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811), по некотор. свед. "На освобождение Москвы" (1812), "Бегство Наполеона" (неоконч.); 60 хор. концертов и др. произв. духовн. музыки; книга "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки" (1805, перевод с итал. книги В. Манфредини "Правила гармонии").