Донец-Тессейер Мария Эдуардовна - Биография
Рубрики
Лагеря с изучением английского английский лагерь - www.newseason.ru. со склада в Новосибирске

Донец-Тессейер Мария Эдуардовна

(урожд. Тессейер; по мужу Донец) [4 или 5 (16 или 17). 5. 1889 (в нек-рых источ. 1894), Киев — 14.12.1974, там же] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог.

Нар. арт. УССР (1969). Жена М. Донца. Отец — скрипач киев. симф. оркестра.

Мать обладала голосом (сопрано), пела укр. и рус. песни и романсы.

С 5 до 15 лет обучалась игре на скрипке, с 12 лет пела в гимназическом церковном хоре. Окончив гимназию, три мес. брала уроки пения у И. Массани, к-рый определил ее голос как меццо-сопрано.

В 1907 поступила в Киев. муз.-драм. школу им. Н. В. Лысенко (кл. А. Мишуги, к-рый верно определил ее голос как лирич. сопрано).

В 1908 вместе со своим педагогом переехала в Варшаву, где два года обучалась в местном муз. уч-ще. В этот период начала выступать в филармонических концертах.

В 1911 поступила на 4-й курс. Венской муз. академии (кл. проф. Ф. Форстена), однако эти занятия не принесли ей пользы, и в 1912 по рекомендации певца Г. Бакланова уехала в Милан к проф. В. Ванцо, под рук. к-рого занималась три года. В 1914 успешно дебютировала в оперном т-ре г. Пьомбино в партии Норины, затем — в партии Адины (исп. этих двух партий в конце сезона отмечено золотой медалью муниципалитета города).

После начала 1-й мировой войны вернулась в Киев и в 1915 дебютировала в партиях Прилепы и Царевны Лебеди в Киев. оперном т-ре (антр. М. Багрова), где выступала до 1923 и в 1927— 39 (в нек-рых источ. до 1948). В 1923 вместе с мужем М. Донцом уехала в Харьков; здесь они выступали с большим успехом.

В 1924—26 пела в Свердлов. оперном т-ре, в сезоне 1926/27 — вновь в Харькове; гастролировала также в Одессе и Житомире.

Обладала голосом "чарующего" тембра, безукоризненной вокальной техникой, муз. культурой.

В 1920-х гг. готовила партии под рук. оперного режиссера И. Лапицкого, работа с к-рым оказала большое влияние на развитие ее драм. мастерства.

Каждый из созданных ею образов имел свой сцен. рисунок.

Репертуар насчитывал 36 партий.

Лучшие партии: Антонида, Снегурочка, Волхова, Марфа ("Царская невеста"), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Маргарита ("Фауст"), Маргарита Валуа, Виолетта, Микаэла, Кукла. Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Ксения ("Борис Годунов"), Эмма ("Хованщина"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Оксана ("Ночь перед Рождеством"), Панночка-Русалка, Татьяна, Оксана ("Тарас Бульба", "Утопленница" и "Рождественская ночь" Н. Лысенко);

Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Софи ("Вертер"), Мюзетта ("Богема"), Антония ("Сказки Гофмана"), Мария ("Царь и плотник"), Матильда, Чио-Чио-сан, Джильда, Принцесса Евдоксия, Микаэла, Олимпия.

Партнеры: М. Донец, И. Козловский, П. Норцов, М. Рейзен.

Выступала также в опереттах: Серполетта и Жемен ("Корневильские колокола" Р. Планкета), Мимоза и Француженка ("Гейша" С. Джонса).

Д.-Т. была известной камерной певицей, обширный репертуар к-рой включал романсы рус., зап.-европ. и сов. композиторов, нар. песни. С. 1919 выступала в концертах вместе с М. Донцом.

С 1928 занималась в Киеве пед. деят-стью: консультировала молодых оперных певцов (до 1948), с 1935 и до конца жизни вела кл. сольного пения в Киев. конс. (с 1953 проф.). Воспитала плеяду певцов, в их числе М. Звездина, Р. Колесник, Н. Кудель, И. Масленникова, Е. Мирошниченко, М. Мищенко, А. Савченко, М. Шахбердыева, Г. Деомидова.

В 1969 лаборатория физиологии пения ГМПИ им. Гнесиных подготовила озвученное пособие для студентов-вокалистов "Уроки проф. М. Э. Донец-Тессейер" ("Мелодия", ДО24 869—72, 2 пластинки).

Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1961). Соч.: Опыт воспитания сопрано и колоратурного сопрано // Научно-методические записки Киевской государственной консерватории. 1956. — Киев. 1957. С. 247—248; То же // Вопросы вокальной педагогики. — М., 1967. Вып. III. С. 120—133; Сборник упражнений для развития техники легких женских голосов.

Вып. 1—6. — Киев. 1961 —1972 (на укр. яз.); Четыре октавы Евгении Мирошниченко // Огонек. 1961. № 23, июнь. С. 3; Фрагменти великого життя // Михайло Донець: Спогади.

Листи. Матеріали. — Киш, 1983. С. 43. Лит.: Михайлова Т. Майстер бельканто // Музика (Київ). 1970. № 1. С. 39; Ее же. Большая жизнь // Сов. культура. 1970. № 17. С. 3; Ее же. Виховання співаків у Київській консерваторії. — Киш. 1970. С. 72—74; Л. Б. Ее семья // Сов. музыка. 1970. № 6. С. 155; Дмитриев Л. В классе профессора М. Э. Донец-Тессейер: О воспитании легких женских голосов. — М., 1974; М. Э. Донец-Тессейер // Сов. музыка. 1975. № 6. С. 143.