Дубровская Мария Александровна

(сцен. псевд.; урожд. Эйхенвальд; по мужу Брюхатова) [1872 (в нек-рых источ. 1876), Москва — 11.2.1926, там же] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог.

Сестра М. Эйхенвальд.

Отец — художник, мать — И. Папендрик-Эйхенвальд арфистка оркестра Большого т-ра. Пению обучалась в Моск. конс. (кл. Э. Тальябуэ), по окончании к-рой пела в петерб.

Итал. опере (1890), Воронеже, Тифлисе, Кисловодске.

В 1898—1902 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Лизы — "Пиковая дама"). В 1902 выступала в Симферополе, Одессе (1903), в сезоне 1903/04 — в Петерб. рус.-итал. частной опере (Большой зал конс., антр. А. Угетти), Киев. опере (1905, антр. М. Бородая), Житомире, в 1905—07 — в моск. Опере С. Зимина, в 1908—09 — Екатеринбурге.

Обладала сильным голосом широкого диапазона (пела также и меццо-сопрановые партии), ее исп. был свойствен артистизм.

Обширный и разнохарактерный репертуар включал лирич., меццо-характерные и драм. партии. 1-я исп. партий: Раутенделейны ("Потонувший колокол"); в Екатеринбурге Купавы ("Снегурочка"). Поппеи ("Нерон"): в Одессе Франчески ("Франческа да Римини" Э. Направника); на рус. сцене — Жорж Занд ("Шопен"). Лучшие партии: Горислава, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Лиза ("Пиковая дама"), Марья Власьевна, Галька, Валентина, Эллен, Рахиль ("Жидовка"). Др. партии: Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Фатима ("Кавказский пленник"), Земфира ("Алеко" С. Рахманинова), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Наталья ("Опричник"), Татьяна, Купава, Марфа ("Царская невеста"); Маргарита ("Фауст"), Аида, Микаэла, Сантуцца, Елизавета ("Тангейзер"). Партнеры: С. Власов, Л. Донской, К. Михайлов-Стоян, В. Островидов-Тассин, Н. Сперанский, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин, Н. Шевелев, Л. Яковлев.

Пела п/у И. Альтани, Дж. Пагани, И. Прибика.

Эпизодически пела в концертах (в т. ч. с Ф. Шаляпиным и Н. Фигнером в концерте Лит.-худож. кружка в Москве, 1901), в к-рых исп. произв.

Ф. Шуберта, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова.

В 1907—21 преподавала в Саратове (проф.). в 1921—26 — в Моск. муз. техникуме им. А. Н. Скрябина и в школе им. П. И. Чайковского.

Центр. техникуме театр. искусства.

Среди учеников — И. Бронзов.

Записывалась на грампластинки.

Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1900. Вып. 5; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 55; М. А. Эйхенвальд-Дубровская // Вестник работников искусств. 1926. № 5. С. 25; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 114.