Ефрем митрополит Казанский

— митрополит Казанский и Свияжский.

Митрополит Ефрем завоевал славу как ревностный поборник Православия, независимости и единства Русского государства.

На Казанскую кафедру он был назначен в августе 1606 года после святителя Ермогена и явился достойным его преемником.

Твердая вера, любовь к родной земле и организаторские способности митрополита Ефрема проявились в период Смутного времени на Руси. В это напряженное и тревожное для России время он прилагал все силы к тому, чтобы сохранить мир в своей епархии, предупредить волнения среди населения.

А когда из Москвы стали поступать грамоты с призывом собирать ополчения и отправлять в Москву для борьбы с поляками, митрополит Ефрем с большим сочувствием откликнулся на этот призыв.

По его благословению было создано первое ополчение.

Правда, оно скоро распалось, но заслуга митрополита Ефрема заключалась в том, что, несмотря на все возникавшие препятствия, он силой своего авторитета сумел организовать колебавшиеся массы. Патриотическая деятельность митрополита Ефрема возвысила его в глазах московского боярства.

Все призывные грамоты из Москвы стали поступать на его имя. Сам патриарх Ермоген, находившийся в заточении, сумел передать грамоту в Нижний Новгород, в которой через новгородцев обращался к митрополиту Ефрему и просил его поучать войска "стоять крепко в вере". Таким образом, умиравший в заключении "поборатель за веру православную и отечество русское" завещал Ефрему закончить великое государственное дело. Святитель Ефрем выполнил завещание патриарха.

Он разослал призывные грамоты по многим городам Поволжья.

В этих грамотах митрополит призывал стойко стоять за единение с Москвой, за независимость Русского государства от посягательства польских властей.

Популярность митрополита Ефрема настолько возросла, что образованное в Нижнем Новгороде ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского не решалось выступать на Москву без согласования с митрополитом Ефремом.

Борьба за независимость закончилась победой русского народа. 22 октября 1612 года Москва очистилась от поляков силой народных ополчений и заступлением Божией Матери — Казанской Ее иконы, список с которой прислал в Москву из Казани митрополит Ефрем. После изгнания поляков из Москвы встал вопрос об избрании нового царя. Митрополит Ефрем был приглашен в Москву для решения этого важного вопроса.

На Великом Земском Соборе 21 февраля 1613 года под его председательством он первый подписал Утвержденную Грамоту об избрании нового царя — Михаила Федоровича Романова. 11 июля 1613 года митрополит Ефрем вместе с "Освященным Собором" венчал Михаила Федоровича на царство.

Затем поучал нового царя охранять Православную Церковь, Русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ. Помазав Михаила Федоровича на царство, митрополит Ефрем закончил великое дело и тем самым исполнил свой священный долг. Получив в дар от царя Святое Евангелие, он отправился в Казань, где прожил очень немного. 26 декабря 1613 года митрополит Ефрем скончался.

Он был погребен в пещере Спасо-Преображенского монастыря, на том месте, где были обретены мощи Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.

Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 2, с. 817, 818,1051. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. — Казань, 1888. Богословский Г. К., священник.

Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. — Казань, 1893, с. 61—62. Покровский И. М. Казанский митрополит Ефрем. (Предисловие к "Речам преосвященного Ефрема государю Михаилу Федоровичу"). — Казань, 1908. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 233. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 288. Пещерка Казанского Спасо-Преображенского монастыря. — Казань, 1902, с. 13—16. Известия по Казанской епархии. 1899, № 15, с. 700—701. — 1907, № 5, с. 120, № 7, с. 202—203. — 1913, № 4, с. 134, 137; № 7, с. 246; № 48, с. 1409—1410. — 1914, январь, № 4, с. 103—108. Могила митрополита Ефрема, помазавшего на царство Дом Романовых // Русский паломник. — 1909, № 39, с. 627. Православный собеседник. — Казань, 1867, январь, с. 64. — 1907, февраль, с. 264; ноябрь — протоколы, с. 10. — 1908, декабрь, с. 797. — 1909, ноябрь, с. 13. — 1914, сентябрь, с. 325. Журнал Московской Патриархии. — 1944, № 9, с. 13. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 49. Платон (Любарский), архимандрит.

Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств // Православный собеседник. — 1868, с. 197. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 7, с. 704, 705. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 2, с. 1138.