Егоров Егор (Георгий) Егорович

[22.7(3.8). 1877, Москва — 15.2.1949, Свердловск] — арт. оперы (бас), камерный певец и педагог.

Засл. деятель искусств РСФСР (1948). Доктор искусствоведения. (1944). Род. в многодетной семье бывшего крепостного, с десяти лет рос без отца. По окончании фельдшерской школы с 1895 работал пом. прозектора гистологической лаборатории Моск. ун-та. Пению обучался в 1898—1902 в качестве вольнослушателя в Моск. конс. (кл. В. Зарудной).

С 1902 выступал в Товариществе Моск. частной оперы (т-р Солодовникова), в 1904—06 — в Киев. опере, в 1906—08 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Мефистофеля — "Фауст"), в 1908—10 пел в Одессе и Тифлисе.

Гастролировал также в Петербурге (Новый летний т-р "Олимпия"), Харькове, Кисловодске и др. городах.

Обладал звучным, гибким голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона, первоклассной вокальной школой, отчетливой дикцией.

Исп. отличалось тонкой фразировкой, глубиной трактовки образа (по манере пения его сравнивали с Ф. Шаляпиным).

Большую помощь в развитии сцен. мастерства певцу оказали советы режиссера В. Лосского. 1-й исп. партии Честного отшельника ("Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре"). Лучшие партии: Неизвестный ("Аскольдова могила"), Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Рене ("Иоланта"), Гремин, Нилаканта, Мефистофель ("Фауст"). Др. партии: Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Пимен, Владимир Галицкий, Андрей Дубровский, Варяжский гость, Казенбек, Жемчужный, Светлейший ("Черевички"); Марсель ("Гугеноты"), Лотарио, Спарафучиле, Нурабад, Альвизо Бадоэро.

Партнеры: Н. Ермоленко-Южина, Н. Забела-Врубель, М. Кузнецова-Бенуа, А. Нежданова, Д. Смирнов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.

Пел п/у М. Ипполитова-Иванова.

В 1905—06 выступал в концертах в Киеве. Репертуар включал романсы А. Бородина, Ц. Кюи, А. Аренского, Н. Римского-Корсакова, а также вокальные квартеты В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, А. Бородина (исп. в ансамбле с М. Бочаровым, С. Варягиным, В. Селявиным).

В 1910 из-за болезни был вынужден оставить сцену. В 1909—12 преподавал в Киев. муз. школе Н. Лысенко, в 1912—15 давал частные уроки в Киеве, в 1916—19 преподавал в Киев. конс., в 1919—22 — в Таганрогской конс., в 1922—32 проф. Моск. конс. и одновременно рук. вокальных курсов в ГИМНе. Преподавал также в Театр. техникуме им. А. В. Луначарского.

С 1933 жил в Свердловске, где читал лекции по методике сольного пения в местном Муз. уч-ще им. П. И. Чайковского.

В 1934 был одним из организаторов вокальной кафедры Свердлов. конс. (декан ф-та и зав. кафедрой).

Ученики: В. Борисенко, Г. Бушуев, Г. Воробьев, О. Егорова (жена Е.), А. Окаемов, В. Попов, А. Халилеева.

Соч.: Основы единого метода постановки голоса // Сборник докладов, прочитанных членами секции на первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. — М., 1926; Культура музыкального слуха певца и постановка голоса. — Там же; Мои научно-исследовательские работы в области певческого голоса // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. — Свердловск, 1963. Вып. V. С. 284—296; Основные вопросы современной вокальной методики и педагогики (1938, рук.; удостоена второй премии на конкурсе научно-исслед. работ); Методика сольного пения (1942, докторская диссертация);

Глотательный рефлекс и певческое голосообразование (1942, рук.). Лит.: Егорова О. И. Е. Е. Егоров (оперный певец) // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. — Свердловск, 1963. Вып. 5. С. 251—283; Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары.

Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959. С. 178—179; Михайлова Т. Виховання співаків у Київській консерваторії. — Київ, 1970. С. 42—44.