Эйхенвальд Маргарита Александровна

(по мужу Трезвинская) [9(21). 11. 1866 {в др. источ. 14(26). 9 и 5(17). 11. 1869}, Москва — после 1948, США] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог.

Сестра певицы М. Эйхенвальд-Дубровской и дирижера А. Эйхенвальда.

Жена С. Трезвинского.

Род. в семье художника и арфистки из орк. моcк. Большого т-ра И. Папендик-Эйхенвальд.

В 1884—90 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Э. Тальябуэ).

С 1888 выступала в концертах.

В 1889, будучи студенткой; дебютировала в партии Папагены в моcк. Большом т-ре, где пела до 1900. В 1900—10 выступала в Моск. частной рус. опере, в 1909 — в Петербурге (Большой зал конс.), затем в петерб.

Мариинском т-ре, в Тифлисе и различных антрепризах в провинции, в т. ч. в Н. Новгороде (1894), Казани (1911), а также в США. Обладала несильйым голосом красивого "серебристого" тембра (особенно в верхнем регистре), большой музыкальностью, инструментальной точностью интонации, тонким худож. вкусом. 1-я исп. партий: Марьи ("Сон на Волге"), Стефано ("Ролла"); на сцене Большого т-ра—Прилепы ("Пиковая дама"), Снегурочки ("Снегурочка"), Иоланты ("Иоланта"), Микаэлы ("Кармен"), Гретель ("Гензель и Гретель"); в Петербурге — Шемаханской царицы ("Золотой петушок"); в Мариинском т-ре — Гретель ("Гензель и Гретель"); на рус. сцене — Голос лесной птички ("Зигфрид"). Лучшие партии: Снегурочка, Волхова, Прилепа, Татьяна, Иоланта, Маргарита ("Фауст"). О певице в партии Снегурочки писал Н. Римский-Корсаков: "Эйхенвальд... была очень хороша и грациозна.

Ее обработанное серебристое сопрано как нельзя более шло к роли Снегурочки"*; Т. Щепкина-Куперник отмечала: "В "Пиковой даме" она исполняла роль Прилепы в интермедии и до того была похожа на драгоценную статуэтку из севрского фарфора, что ее хотелось поставить на полочку"**. Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Шемаханская царица, Марья Власьевна, Лиза и Полина ("Пиковая дама"), Памина, Паж Урбан, Микаэла, Аида, Дездемона ("Отелло" Дж. Верди). Партнеры: Власов, Е. Збруева, Л. Звягина, Л. Клементьев, Б. Корсов, М. Медведев, С. Трезвинский.

Пела п/у И. Альтани, А. Аренского, Н. Черепнина.

Талант певицы высоко ценили Римский-Корсаков и П. Чайковский.

В симф. концертах исп. сольную партию в Мессе C-dur Л. Бетховена (1893), в камерных концертах — романсы А. Гречанинова.

Р. Глиэра.

Оставив сцену, вела пед. работу в Моск. муз.-драм. уч-ще. Среди ее учеников —А. В. Новиков.

Позднее жила за границей.

Лит.: Дмитриев Н. [Кашкин]. Оперная сцена Московского императорского театра. — M., 1897. С. 88; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. — М.; Л., 1937. С. 233; Щепкина-Куперник Т. Л. ** Из воспоминаний. — М., 1959. С. 315; Римский-Корсаков Н.* Летопись моей музыкальной жизни. — 9-е изд. — М., 1982. С. 237.