Эргис Георгий Иустинович

(Гермогенов; 03.04.1908—09.06.1968) — якутский (Саха) фольклорист, лингвист, этнограф, философ; канд. филол. наук, заслуженный деятель науки Якутской АССР. В 1931 поступил в Казанский пед. ин-т, за один год окончил два курса и в 1932 перешел на курсы по подготовке в асп. при Ин-те языкознания АН СССР. В 1939—1941 проходил курс асп. в Ин-те фольклора и этнографии АН УССР. В 1948 получил степень канд. филол. наук. Э. — исследователь тра-диц. мировоззрения народа Саха. Результаты его иссл. коротко могут быть охарактеризованы следующим образом.

Несмотря на то что в XVIII в. все саха были крещены и официально считались православными, влияние гос. вероисповедания на мировоззрение народа было поверхностным.

Фактически до коллективизации саха сохраняли свою мифологию и религию.

Для их традиц. мировоззрения характерно противоречивое сочетание политеизма и анимизма.

Э. опроверг мнение об отсутствии этич. начала в воззрениях саха. Мифологии и религии саха свойственно резкое противопоставление Добра (ай-ыы) и Зла (абаасы).

Согласно космологич. представлениям древних саха, Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего.

Мировое древо (Аал Ку-дук мае) соединяет все три мира в единое целое. Душа Мирового древа рассматривается нек-рыми как мировая душа. Традиц. мировоззрению народа Саха свойственно не рабское и не царское, а дружественное и сыновнее отношение к природе.

В мифах чисто якутского происхождения способностью к творч. обладает только Добро. Хотя нек-рые исследователи считали традиц. мировоззрение саха дуалистическим, Э. доказывал, что мифы о Сатане заимствованы саха из рус. апокрифов.

Большое внимание Э. уделял происхождению фольклора, особенно героического эпоса олонхо.

Он показывал, как художеств. творч. зарождалось в рамках мифологич. мировоззрения саха, а затем фольклор стал самостоятельной формой культуры.

В сов. эпоху саха, отказавшись от мифологич. мировоззрения, сохранили любовь к вершинному достижению своих предков — героическому эпосу олонхо.

В наст. вр. предпринимаются попытки возрождения религии народа Саха. Неоценимую помощь в этом оказывают фольклорные материалы (как опубликованные, так и хранящиеся в архивах), собранные Э. Соч.: Нюргун Боотур Стремительный.

Якутск, 1947; Исторические предания и рассказы якутов.

В 2 ч. М. — Л., 1960; Якутские сказки.

Якутск, Т.1. 1965. Т.2. 1967; Сборник якутских пословиц и поговорок.

Якутск, 1965; Очерки по якутскому фольклору.

М., 1974. А.Г.Новиков