Ермоленко-Южина Наталия Степановна

(урожд. Плуговекая; сцен. псевд. Ермоленко; по мужу Южина) (1881, Киев — 1937, Париж) — арт. оперы (драм. сопрано).

Засл. арт. Республики (1920). Жена Д. Южина. Пению обучалась с 1900 в Киеве у М. Зотовой, затем в Петербурге, позднее совершенствовалась в Париже у П. Видаля и в Италии.

На оперной сцене дебютировала в 1900 в петерб. частной антр. А. Церетели.

В 1901—06, 1910—13, с 1915 до нач. 1920-х гг. солистка петерб.

Мариинского т-ра, в 1906—08 и 1913, 1916 — моск. Большого т-ра, в 1908—10 — моск. Оперы С. Зимина.

Гастролировала в Одессе (1904), Тифлисе, Баку, Казани (1905), Ростове-н/Д (1906), Милане (т-р "Ла Скала", 1906 и 1907; вместе с Д. Южиным), Париже (т-р "Гранд-Опера", 1907 и 1912, где выступала в вагнеровском репертуаре; в 1908 участвовала в первом "Рус. сезоне", антр. С. Дягилева — партия Марины Мнишек, за исп. к-рой была представлена к ордену Почетного легиона), Южн. Америке (1907). С 1917 выступала в Лондон. "Ковент-Гарден", одновременно гастролировала в Италии, Германии (1921 — 1922), Франции (1923), Америке (1923), Испании (в т. ч. в Барселоне, 1922) и России.

С 1924 жила в Париже, где эпизодически выступала в "Гранд-Опера" и в концертах.

Обладала выдающимся по силе и красоте голосом широкого диапазона (пела также меццо-сопрановые партии — Кармен, Марина Мнишек и др.), имела яркую сцен. внешность, исп. отличалось высокой культурой, однако созданным ею образам недоставало худож. выразительности.

Репертуар певицы включал св. 30 партий. 1-я исп. партий: на сцене Большого т-ра — Ядвиги Запольской ("Пан Воевода"), Поппеи ("Нерон"), Электры ("Электра"); на рус. сцене — Гутруны ("Гибель богов"). Лучшие партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Марфа ("Хованщина"), Юдифь ("Юдифь" А. Серова), Татьяна, Виолетта, Аида, Норма, Джоконда, Кармен, Агата ("Вольный стрелок"). После Ф. Литвин считалась одной из лучших исп. вагнеровского репертуара — Эльза ("Лоэнгрин"), Брунгильда ("Зигфрид" и "Гибель богов"), Зиглинда.

Др. партии: Горислава, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Маша ("Дубровский"), Лиза ("Пиковая дама"), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Марфа ("Царская невеста"), Вера Шелога, Купава, Беранжера;

Графиня ("Свадьба Фигаро"), Маргарита ("Фауст"), Елена и Маргарита ("Мефистофель"), Валентина, Тоска, Вальтраута и Брунгильда ("Валькирия"). Партнеры: Е. Азерская, И. Алчевский, И. Грызунов, А. Нежданова, В. Петров, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Д. Южин. Пела п/у А. Глазунова, В. Дранишникова, А. Коутса, Э. Купера, Ф. Мотля, Э. Направника, А. Никиша, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука, А. Тосканини, Р. Штрауса.

Часто выступала в концертах, в т. ч. принимала участие в народных концертах для красноармейцев (1918—19). Записывалась на грампластинки (ок. 60 произв.) в Петербурге ("В. И. Ребиков", 1903; "Пате", 1903; "Граммофон", 1911), Москве ("Пате", 1904, 1908; "Граммофон", 1908—10, 1912); нек-рые архив. записи певицы (св. 17 дисков) — в ГЦММК. Портрет певицы в роли Тамары ("Демон") худож. П. Бакланова (1906) — в ЛГТМ. Лит.: Липаев Ив. Московские письма // РМГ. 1904. № 50. Стлб. 1234; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 76—77; Энгель Ю. Письма о московской опере // РМГ. 1908. № 37; Свириденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 175—176; Концертное турне знаменитой четы артистов императорских театров Н. С. Южиной и Д. X. Южина. — М., 1908; Заслуженная артистка Республики // Жизнь искусства. 1920. 2 июня. С. 4; Н. С. Ермоленко-Южина // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 10. С. 9; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 40; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 195—196; Левик С. Ю. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 345.