Ерзунов Виктор Алексеевич

— гитарист, композитор, музыкальный педагог.

Родился в 1945 г. в г. Саранске.

Отец погиб на фронте.

Музыкальные способности проявились рано, но возможности учиться не было. "Гитару мне подарили в день пятнадцатилетия, но целых два года она висела на стене, так как играть я не умел. Так и смотрели друг на друга — она на меня, я на нее, — вспоминает В.А. Ерзунов. — Инструмент этот тогда не был таким распространенным, как сейчас.

В школах чаще пели под баян или пианино.

Учиться играть начал только в 17 лет, во дворе. Довольствовались тремя основными аккордами... Поворотным моментом стало знакомство с Николаем Комолятовым, единственным человеком в Саранске, который поступил учиться к Александру Михайловичу Иванову-Крамскому.

До сих пор помню первую прелюдию Вила-Лобоса, которую он сыграл во время нашей первой встречи.

Тут только понял, что гитара имеет гораздо больше возможностей, чем казалось вначале.

В это же время перешел от семиструнной гитары к шестиструнной." А дальше обучение шло с помощью самоучителя игры на гитаре и "по переписке". Николай Комолятов, служивший тогда матросом и игравший в ансамбле Тихоокеанского флота, записывал на магнитофон в собственном исполнении те произведения, ноты которых были у Виктора, и посылал по почте из Владивостока.

Так, "на слух", он и разбирался в нотах, играя по образцу своего далекого учителя.

В 1963 году после окончания школы пошел работать слесарем-сборщиком на завод "Электровыпрямитель". На гитаре ухитрялся играть даже во время обеденного перерыва, а после работы — до темной ночи. Программу для поступления в музыкальное училище подготовил самостоятельно.

В училище при Московской консерватории не попал, так как по разнарядке Министерства культуры в тот год шел набор студентов из Казахстана и Узбекистана.

Но в том же году в училище имени Гнесиных на отделении народных инструментов открылся небольшой класс шестиструнной гитары.

Из тридцати претендентов были приняты двое. Один из них — Виктор Ерзунов.

После 3,5 месяцев учебы Виктор был призван в ряды Советской Армии, где и прослужил в строевой части три года. По возвращении в училище занимался по десять часов в день, чтобы наверстать упущенное.

Тогда же начал приобретать первый педагогический опыт. Сам подбирал репертуар для учеников, чтобы привить им хороший музыкальный вкус. Учитель В. Ерзунова Борис Хлоповский ушел играть в Москонцерт и рекомендовал своего лучшего ученика на преподавательскую работу.

Вакантное место педагога по классу гитары полгода "держали" для Виктора Алексеевича, пока он заканчивал обучение.

В 1971 году начал работать в Музыкальном училище им. Гнесиных.

Одновременно по приглашению Марины Давыдовны Хидекель он открыл класс гитары в Черноголовской школе искусств.

Помимо преподавательской работы много сил отдавал концертной деятельности.

Побывал во Владивостоке, на Курилах, в Мурманске, в Сочи, Калининграде, Петропавловске-Камчатском, в Туве, объехал всю среднюю полосу России.

Принимал участие в концертах вместе с народной артисткой России Людмилой Касаткиной, играл на телевидении, радио, работал в гастрольной бригаде артистов театра имени Ермоловой.

Приходилось и аккомпанировать, и солировать.

Это была замечательная школа мастерства.

Порою приходилось "на ходу" подтягивать колки во время выступления, так как из-за перепада температур между Москвой и Владивостоком гитара не успевала "остыть". Много выступлений было в дуэте с Николаем Комолятовым, вместе открывали сезон в Российской академии музыки в 1986 году. "И все же главным всегда оставалось обучение игре на гитаре, — считает В.А. Ерзунов. — В училище работать проще. Туда приходят оттачивать профессиональное мастерство.

А вот с малышами сложнее.

Каждый, конечно, приходит с желанием научиться музыке, но не всегда это желание сохраняется.

Чем отличается хороший ученик от плохого? Хороший хочет научиться, а плохой — ждет, когда его научат.

Так же и с учителем.

Хороший учитель сначала научит, а потом требует, а плохой — не научит, а требует." Начальное обучение основам, безусловно, необходимо.

Но и здесь можно обычную гамму превратить в небольшое симпатичное произведение, которое ученик будет играть с удовольствием. "Очень часто музыку сочиняю в расчете на конкретного исполнителя, — говорит Виктор Алексеевич. — И это не случайно.

Классики гитарной музыки Фернандо Сор, Фердинанд Карулли, Мауро Джулиани писали музыку для своих учеников.

Наверное, это естественное желание учителя — сделать обучение интересным.

Чтобы исполняемая пьеса нравилась и в то же время была по силам. Ведь это так важно — чтобы у ребенка получалось то, к чему он стремится.

Первые пьесы, принадлежащие уже зрелому мастеру, отобранные после многолетней проверки временем, вышли в 1989 году в "Сборнике педагогического репертуара для гитары" вместе с произведениями классиков.

Вышел также полностью авторский сборник собственных сочинений Виктора Ерзунова "Альбом гитариста" для детских музыкальных школ.