Евтушенко Евгений Александрович

Евтушенко Евгений Александрович Поэт, киносценарист, кинорежиссер; сопредседатель писательской ассоциации "Апрель", секретарь правления Содружества писательских союзов; родился 18 июля 1933 г. на ст. Зима в Иркутской области; окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1954 г.; начал публиковаться в 1949 г.; был членом редколлегии журнала "Юность" (1962—1969); член Союза писателей СССР с 1952 г., 1986—1991 — секретарь правления Союза писателей СССР; избирался народным депутатом СССР (1989—1991); автор поэм "Братская ГЭС", "Казанский университет", "Под кожей статуи свободы", "Фуку", "Мама и нейтронная бомба", романа "Ягодные места" и многих других прозаических и поэтических произведений; сыграл роль Циолковского в кинофильме "Взлет", поставил по собственным сценариям фильмы "Детский сад" и "Похороны Сталина"; известен также своими работами в области художественной фотографии; награжден орденом Трудового Красного Знамени; лауреат Госсударственной премии СССР; лауреат премии "Фруджено-81" (Италия), "Академии СИМБА" (Италия), Международной премии "Золотой лев" (г. Венеция); является почетным членом Испанской и Американской академий, профессором Питсбургского университета, университета Санта-Доминго; с 1988 г. — член общества "Мемориал"; избирался сопредседателем Московского отделения "Мемориала" (1990); женат, имеет пятерых сыновей.

Евтушенко писал, что в молодости он был "продуктом сталинской эпохи, мешаным-перемешанным существом, в котором уживались и революционная романтика, и звериный инстинкт выживания, и преданность поэзии, и легкомысленное ее предательство на каждом шагу". С конца 50-х его популярности способствовали многочисленные выступления, иногда по 300—400 раз в год. В 1963 г. Евтушенко опубликовал в западногерманском журнале "Штерн" и во французском еженедельнике "Экспресс" свою "Преждевременную автобиографию". В ней он рассказал о существовавшем антисемитизме, о "наследниках" Сталина, писал о литературной бюрократии, о необходимости открыть границы, о праве художника на разнообразие стилей вне жестких рамок соцреализма.

Публикация за границей такого произведения и отдельные его положения были подвергнуты резкой критике на IV пленуме Правления Союза писателей СССР в марте 1963 г. Евтушенко выступил с покаянной речью, в которой говорил, что в автобиографии ему хотелось показать, что идеология коммунизма была, есть и будет основой всей его жизни. В дальнейшем Евтушенко часто шел на компромиссы.

Многие читатели стали скептически относиться к его творчеству, получившему, во многом, публицистическую, конъюнктурную направленность.

С началом перестройки, которую Евтушенко горячо поддержал, активизировалась его общественная деятельность; он много выступал в печати и на различных собраниях; внутри Союза писателей усилилось противостояние между ним и группой писателей "почвенников" во главе со С. Куняевым и Ю. Бондаревым.

Он считает, что экономическое процветание общества должно гармонично сочетаться с духовным.