Федосеев Евстрат

— наставник старообрядческого Федосеевского согласия, сын основателя этого согласия, Феодосия Васильева, род. до 1690 г. в Крестецком Яму, Новгородской губ., где его отец был дьячком, умер, по Павлу Любопытному, в 1768 г. в Польше.

По совращении отца в раскол Ф. был перекрещен каким-то благочестивым раскольником и, вероятно, при этом вторичном крещении получил имя Евстрата.

Жил он при отце в Яму, затем по соседству с Ямом, с 1699 г. в Польше и, девять лет спустя, в Вязовской волости Великолуцкого уезда. В 1711 г., при посещении Новгорода, был по приказанию новгородского митр. Иова арестован и заключен в кандалах под стражу при архиерейском приказе, оттуда освобожден "по шести седмицах" после смерти отца († 18 июля 1711 г.), благодаря заступничеству петербургского военного губернатора Я. H. P. Корсакова.

По возвращении к общине федосеевцев, проживавших в Вязовской волости, Ф. по преемству от отца стал их наставником и перешел с ними на жительство на Ряпину мызу в Юрьевском уезде Здесь он сделал какие-то "поправки старопечатных книг", вызвавшие в общине внутренний раздор, продолжавшийся до 1731 г. В 1719 г., пред самым разгромом Ряпиной мызы правительственными войсками, Ф. бежал с частью последователей в Польшу и основал там обитель.

Живя в Польше, он часто бывал в разных местах России, принимая деятельное участие во всех важнейших событиях жизни федосеевцев.

В качестве учителя Ф. был верным последователем учения своего отца. Как руководитель федосеевцев считался "столпом" своей церкви и имел большой авторитет у современников-старообрядцев.

Им написаны: 1) "Житие своего отца" (изд. в "Чтен. Имп. Общ. Ист. и Др. Pос.", 1869 г., II); 2) "Исповедание веры, прочитанное и одобренное на соборе в деревне Ступилишках 24 марта 1735 г." (изд. у Н. Попова в "Сборнике для истории раскола", т. I); 3) "Польский устав, или Статьи, постановленные на бывшем в Польше 1 октября 1751 г. соборе" (изд. там же); 4) "Рассуждение о Пилатовой титле на кресте Христовом" (рукоп.); 5) "15 ответов поморскому московскому пастырю Михаилу Григорьеву о разногласиях в церковных обрядах и обычаях" (рукоп.); 6) "Показание о таинстве крещения и хиротонии российской и старообрядческой церквей" (рукоп.) и 7) "15 разных посланий к местным пастырям и благочестивым мужам о церкви, о ее благолепии и проч." (рукоп.). Попов Н., "Сборник для истории старообрядчества", тт. I (М., 1864) и II (M., 1866). — Его же, "Материалы для истории беспоповщинских согласий на Москве" ("Чт. Общ. Ист. и Др. Рос.", 1869 г., кн. II). — Бычков И. А., "Каталог собрания славяно-русских рукописей" (в "Отч. Имп. Публ. Библ. за 1890 г." и отдельно — СПб., 1893). — Дружинин В. Г., "Писания русских старообрядцев", стр. 279—280, СПб., 1912. Н. Т. {Половцов}