Феодор Иванов

— диакон, один из первых раскольнических вождей и писателей; ум. 14 апреля 1682 г. В среде раскола он не без основания считался человеком "паче иных в божественном писании потрудившимся и много полезное о церкви ведущим", мужем "книгочтения всепотщательного и рассуждения добросиятельного". Хорошо знал вероучение, священные и божественные книги и отеческие писания, душеполезных книг "читал... десятков шесть", в самом начале раскольнического движения делал специальные изыскания в пользу его во "многих харатейных древних книгах" и в "печатных всех тоже... и в киевских, и в сербских, и в болгарских, и в острожских", "грамматику знал отчасти" и имел некоторые познания даже в языках греческом и латинском.

Как писатель Ф. обнаружил умение основательно и ясно писать.

Биографические сведения о нем до выступления на защиту старой веры крайне незначительны и отрывочны.

Из показания его на одном из допросов по обвинению в принадлежности к расколу известно, что он был сын попа Ивана, который "служил в вотчине боярина кн. Никиты Ивановича Одоевского в Дмитровском уезде, в селе Колычеве; а он... Федка, с ним жил у церкви Покрова Пресв. Богородицы; а переведен отец ево из ево ж боярской вотчины, из села Троицкого"; "после морового поветрия" в 1654 г., когда, может быть, умер его отец, а сам он еще не принял священного сана, "была... на него запись такая, что было ему жить за князь Сергеем Михайловичем Одоевским, а написано в той записи, бутто он крестьянский сын, и та запись взята на него поневоле". Освободившись от последствий этой записи, Ф. служил где-то диаконом до 1658 г., когда по "перехожей грамоте" был перемещен на диаконское место к приделу собора Пресв. Богородицы в Благовещенском соборе, что у великого государя на сенях. С этим перемещением Ф. становился в непосредственную близость к богомольному царю и кружку группировавшихся около последнего наиболее выдающихся духовных лиц. Возможно, что этим перемещением он обязан был своим выдающимся качествам и что на новом месте ему давали какие-нибудь особые поручения, выходившие за пределы его службы.

По крайней мере, на одном из допросов он ссылается, как на нечто известное правительству, на свою командировку в Переяславль Рязанский.

Первое время своей службы при соборе Ф. ничем не проявлял своих симпатий к старой вере: он так же, как и другие священнослужители кремлевских церквей, "по служебникам новые печати служивал". Это время ушло у него, как он показывал впоследствии, на проверку вводимых церковных новшеств по старописанным харатейным книгам, "за 400 л. и за 500 л. кои писаны", и печатным "всем" изданиям.

Когда у него составилось определенное убеждение, что все вообще нововведения неправильны, и что, в частности, "блудят... што кошки по кринкам... нынешние переправщики по книгам и, яко мыши, огрызуют божественные писания", он прекратил служение по новым книгам и вошел в сношения с раскольническими деятелями. 9 мая 1665 г. по приказанию царя у Ф. были отобраны келейные книги и бумаги, и сам он отведен к митрополиту сарскому Павлу. В тот же день митрополит Павел сделал ему первый допрос о причине неслужения по новоисправленным книгам и о сношениях с главарями раскола, после чего Ф. был посажен на цепь в доме митрополита. 13 декабря тем же митрополитом Павлом был произведен второй допрос, в связи со вновь открывшимися из отобранных бумаг данными.

В течение последующих за тем 5-ти недель "многие поставки были, и распросы, и ласкания, и уговоры от Павла того митрополита, по приказу цареву, во дворе его, и в соборной церкви, и в патриаршей крестовой", дабы оставил свои заблуждения.

Попытки уговорить Ф. делались и со стороны его родных.

В январе 1666 г. его перевели "для соблюдения" до созыва собора, в Покровский монастырь, что на убогих, но и оттуда он "во град часто поемлем был" для увещаний. 11 мая его позвали на собор, где на вопросы иерархов он "отрыгнул словеса злоклеветные и ложные" — назвал восточных патриархов неправославными, на вопрос о православии русских архиереев ответил "со усумнением: Бог их весть" и похулил богоисправленный символ, Святого аллилуиа устроение и первых перстов в знаменовании крестном сложение.

Относительно символа, аллилуиа и сложения перстов он подал собору особое письмо.

После безуспешных увещаний собор 13 мая приговорил Ф. к лишению сана и отлучению от церкви.

Этот приговор был приведен в исполнение в тот же день в Успенском соборе.

Перед самым обрядом снятия сана и анафематствования Ф. послал царю увещательное послание о многих сокровенных тайнах церковных и о новых ересях.

За исполнением приговора последовало заключение Ф. под стражу в Никольском Угрешском монастыре.

Там он почувствовал раскаяние и прислал собору покаянное письмо, в котором изъявлял покорность иерархам, отказывался от своих мудрований и бил челом государю о прощении и освобождении.

Вследствие этого письма 2 июня 1666 г. по приказанию царя с него был снят допрос через архимандрита Угрешского монастыря Викентия и 27 августа взято письменное обязательство о совершенном повиновении собору и о согласии принять новые обряды и книги. Вслед за тем или же немного ранее 27 августа его перевели, "совершенного ради покаяния и исправления", в Покровский монастырь, что на убогих.

По-видимому, и теперь в нем не замечалось полного исправления, так как отсюда его отправили на два месяца к митрополиту сарскому Павлу для новых увещаний.

По возвращении в Покровский монастырь Ф. "выкрадчи из дому своего, где преж сего жил, жену свою и детей, бежал", но был пойман и отдан "под начал до указу", кажется, в Троице-Сергиеву лавру. В 1667 г. его взяли на время собора в Mo сковский Богоявленский монастырь.

Здесь имел с ним прения и опять безуспешно пытался его убедить проживавший там иконийский митрополит Афанасий.

Ввиду явного упорства Ф. собор не имел повода вторично рассматривать его дело и потому утвердил прежнее решение о нем и его соумышленниках, дополнив это решение определением о передаче обвиняемых градскому суду. 21 февраля 1668 г. "великий государь указал: у благовещенского роздьякона у Фетки урезать языка и сослать в Пустозера". Казнь состоялась 25 февраля "в другом часу дня", и того же дня Ф. отправлен в Пустозерск, куда прибыл 20 апреля.

В Пустозерске Ф. встретил Аввакума, Лазаря и др. "отцов раскола". Узники помещались в земляных тюрьмах, длиной "по сажени, а от полу до потологу головой достать". Тюрьма Ф. каждую весну затоплялась водой, которая стояла месяца полтора и иногда два. Сначала узники жили в тесном единении, но затем у Ф. начались нелады с Аввакумом на догматической почве. Они вели между собою бесконечные и большей частью мелочные споры — например, по поводу одной описки в Псалтири "больши года бранилися" — и наконец совершенно разошлись.

Аввакум, далее, предал проклятию своего соратника и на каждом шагу старался чинить ему неприятности.

Так, один раз, когда Ф. в неурочное время вылез из своей тюрьмы через окно, чтобы побеседовать с кем ему было нужно, Аввакум дал знать об этом страже, и та сильно побила Ф. В другой раз, в весеннее половодье, Аввакум научил стрельца просечь борозду к уже затопленной избе Ф., "да паче притекает сверху вода". Главным занятием узников было составление и рассылка посланий сторонникам старой веры. В писаниях этих немалую роль играли чудеса, якобы случавшиеся с ними, видения и проч. Между прочим они широко распространили весть, что будто бы отрезанные у них языки чудом вновь отросли и служат к славе Божией.

Результатом этого было то, что царь приказал вновь им отрезать языки и отсечь по руке. Когда и после того узники не переставали своими письмами повсюду возбуждать народ и поносить церковь и царя, их по определению гражданской власти 14 апреля 1682 г. сожгли в срубе. От Ф. сохранились следующие сочинения: 1) Письмо к игумену Феоктисту, 1665 г. (напеч. в "Материалах по истории раскола" Н. Субботина, т. I); 2) Челобитная на попа Сисоя, 1666 г. (ibid., I); 3) Письмо собору pycских архипастырей 1666 г. (ibid., IV); 4) Челобитная царю Алексею Михайловичу, 1666 г. (ibid., VI); 5) Прение с митрополитом иконийским Афанасием (ibid., VI); 6) Послание к Иоанну некоему (ibid., VI); 7) О послании в заточение и мучения Феодора (ibid., I); 8) Сказание об Аввакуме, Лазаре и Епифании (ibid., VI); 9) Письмо из Пустозерска к семье протопопа Аввакума (изд. в "Памятн. первых лет рус. старообрядчества" Я. Барскова, СПб., 1912 г.); 10) Послание из Пустозерска к сыну Максиму и прочим (ibid., VI); 11) О позваний антихристовой ирелести (ibid., VI); 12) Послание ко всем православным об антихристе (ibid., VI); 13) Книга, глаголемая ответ православных (рукопись; отрывки напеч. ibid., VI и VIII); 14) О богоотшельнике Никоне (ibid., VI); 15) Ответ на вопрос некоего инока (ibid., VII) и 16) Ответ православных (рукоп.). "Диакон Ф., его сочинения и учение" (статья неизвестного автора в "Православном Собеседнике", 1859 г., II). — Субботин, "Материалы для остории раскола", том. I, VI, VII и VIII. — Смирнов H., "Внутренние вопросы в расколе в XVII в.",СПб., 1898 г. — Товаров А., "Благовещенского собора диакон Ф. Иванов" ("Владимирские Епарх. Ведом.", 1893, 1894 и 1895 гг.). — Перетц, "Слухи и толки о патр. Никоне" ("Известия отд. рус. языка и слов.", т. V, в. 1). — Барсков Я., "Памятники первых лет рус. старообрядчества", изд. Имп. Археогр.

Ком., СПб., 1912 г. — Дружинин В. Г., "Писания русских старообрядцев" (перечень списков), изд. Имп. Археогр.

Ком., СПб., 1912 г. — "Виноград Российский", изд. журнала "Старообрядец", M., 1906 г. — Извеков H., npom., "Moсковские дворцовые церкви", во II т. "Трудов Комиссии по изучению церковной старины в Москве и московской епархии", М., 1906 г. Н. Т. {Половцов} Феодор Иванов — писатель, диакон московского Благовещенского собора.

Сначала он тайно придерживался раскола, но потом был уличен в принадлежности к нему и осужден собором 1666 и 1667 гг., а гражданской властью лишен языка, сослан в Пустозерск и там сожжен 1 апреля 1681 г. Главные его сочинения: "Сказание о церковных догматех и обличение на еретиков и отступников"; "Письмо", поданное собору российских архипастырей на допросе 11 мая 1666 г.; "О познании антихристовой прелести"; "Послание ко всем православным об антихристе"; "Прение с Афанасием митрополитом иконийским", где излагается учение раскольников о перстосложении; "Послание из Пустозерска к сыну Максиму и прочим сродникам и братьям по вере". Сочинения Ф. напечатаны в VI т. "Материалов для истории раскола". См. "Диакон Ф., его сочинения и учение" ("Правосл.

Собеседник", 1859, II); П. С. Смирнов, "Внутренние вопросы в расколе в XVII веке" (СПб., 1898). {Брокгауз}