Феодорит блаженный

— епископ кирский (386 (393?) — 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя — неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние.

Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом.

Жизнь Ф. до епископства мало известна.

В 423 г. Ф. сделался преемником Исидора в епископии Кирской.

На этом посту Ф. приобрел громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя.

Ф. был несомненно самым образованным богословом V века. Воспитанный в уважении к подвижничеству, Ф. являл в грубом и развращенном веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения.

Смолоду Ф. имел две страсти — к уединению и бедности; вторую страсть он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности.

Еще в Антиохии Ф. роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира — построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. "У меня ничего нет", пишет Ф. другу, "ни дома, ни могилы; платье на мне составляет все мое имущество". Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество.

Кроме дел благотворительности, к Ф. привлекало и его ораторское искусство.

Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия.

Ф. пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви — св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором.

В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов.

Св. Кирилл выступил против учения Нестория.

Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа.

Несторий учил, что Богородицу следует называть "антропотокос", а не "теотокос", т. е. что она родила человека.

Это учение и вызвало нападки св. Кирилла, защищавшего символ Никейского собора в том смысле, что в Спасителе есть ипостасное единство двух начал. Против толкования св. Кирилла выступил Ф., защищавший по форме учение Нестория, но по существу стоявший на почве св. Кирилла.

Ф. защищал учение о двух естествах в одном лице, причем центр тяжести полагал в различении двух естеств, в то время как св. Кирилл настаивал на ипостасном единстве.

На ефесском соборе 431 г., созванном для суда над Несторием, антиохийцы, предводительствуемые Ф., одержали верх над св. Кириллом, который был осужден вместе с Несторием.

Спор Ф. с Кириллом продолжался до 436 г., когда произошло примирение враждующих партий и была принята формула осуждения Нестория, предложенная Ф. Однако, Ф. не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епископии.

Место Нестория занял Евтихий, защитник монофизитской ереси. В противность Несторию, Евтихий настаивал на божественной природе Христа;

Богородица нисколько не передала Христу человеческой природы;

Христос тожествен по природе Богу Отцу; и по телу, и по душе Он принадлежал Божественной субстанции.

Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия;

Домна, епископ антиохийский, донес в Константинополь о ереси Евтихия; донос этот был написан по указаниям Ф. Спор из-за Евтихия с Диоскором велся последним непристойно; против Ф. были пущены в ход все средства; и в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако, Евтихий желал не административного, а соборного осуждения Ф.; он достиг этого на "разбойничьем" соборе в Ефесе в 441 г., на котором Ф. был низложен.

Жестоко поруганный и опозоренный, Ф. удалился в Апамейский монастырь и обратился к папе Льву, ища правды.

По смерти Феодосия, в 450 г., император Маршан восстановил Ф. в его правах, а халкидонский собор 451 г. принял Ф. как епископа и признал его христологическую формулу правильной, т. е. признал ее истинным выражением апостольского вероучения.

Ф. умер в момент общего признания его заслуг, но и после смерти его имя его и учение часто подвергалось гонениям со стороны монофизитов, при императорах Анастасии I и Юстиниане.

Ф. был самым разносторонним и глубоким писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики, догматики, апологетики и истории церкви; кроме того замечательны его проповеди и письма.

Сочинения Ф. по-латыни изданы в Кельне, в 1567 г., 2 тома in fol.; в 1643 г. Иаков Сирмонд издал их на греческом языке (4 тома). Лучшее издание находится в коллекции Миня, в серии греческой Патрологии, томы 80 — 84. Критика текста Ф. оставляет желать весьма многого; на рус. языке имеется перевод некоторых произведений Ф. в московск. издании творений св. отцов. Экзегетические сочинения Ф., при научной глубине, являются образцом художественной отделки.

Догматические труды Ф. касаются, как ясно из предшествующего, главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя.

Главное сочинение Ф. носит название "Эранист" и представляет собой диалог Эраниста с православным, раскрывающим тайну боговоплощения и искупления.

К апологетическим трактатам относятся сочинения Ф.: "Против магов персидских", "Против иудеев" и "Врачевание эллинских недугов". Два первых сочинения утрачены; при составлении "Врачевания" Ф. пользовался сочинениями Плутарха, Порфирия и Аэция, а также Климента и Евсевия.

Ф. учит,что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины.

В философских построениях Ф. видит лишь тень истины.

Самый важный труд Ф., без сомнения — его "История церкви", написанная в 449 г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от 324 до 429 г. Источниками для Ф. служили сочинения Евсевия, Руфина, Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие.

Второй по значению труд Ф., служащий дополнением к истории церкви — "Еретические басни"; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания.

Источниками Ф. служили сочинения Иустина Философа, Иринея, Климента, Оригена, Евсевия и др. Сочинение Ф. написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости.

О Ф. см. Н. Глубоковский, "Блаженный Ф., епископ кирский, его жизнь и литературная деятельность" (М., 1890, 2 т.). Здесь приведена и литература предмета.

Для характеристики эпохи, в которой действовал Ф., ср. Amedee Thierry, "Recits de l''histoire romaine au V siecle. Nestorius et Eutyches. Les grandes heresies du V siecle" (Пар:, 1878). Э. P. {Брокгауз}