Феодосий Ворыпин

— черный поп, наставник поповщинского старообрядческого согласия, ум. в 1710 или 1711 г. Родился в православии, рукоположен в иеромонахи самим патр. Иосифом (1642— 1652 гг.) "в град Рыльский, в церковь Василия Неокесарийского, Никольского монастыря". Совратившись в раскол, он ушел в донецкие края, где сначала поселился в какой-то пустыни на устье реки Жеребец, а затем устроил себе новую пустынь при впадении в Донец реки Апдары, в 4-х верстах от Апдарской станицы.

Здесь он свободно занимался проповедью раскола до половины 1686 г., когда был схвачен двумя беглыми попами с помощью казаков и представлен (29 июня) в Москву, в Посольский приказ.

После суда у патр. Иоакима он был лишен сана и сослан в Кириллов Белозерский монастырь, в котором пробыл в заключении семь лет. В заключении он склонился было к "новотворным догматам" и получил некоторую свободу, но, "малому времени в том минувшу", был выкраден раскольниками и отвезен в Поморье.

Отсюда он проехал на Керженец и жил там на реке Балмаше, пока не сделался настоятелем главного керженского скита — Смольянского и фактическим правителем всего раскольничьего Керженца.

Деятельность его на Керженце сопровождалась таким успехом, что правительство признало необходимым разыскать и задержать его. Спасаясь от этих розысков, Ф. пробрался в Калугу, куда к нему в скором времени прибыл с Ветки из Польши посол от тамошних раскольников с просительными грамотами о приезде на Ветку для управления зарубежной общиной.

Ф. поспешил принять приглашение и "прейде от Великороссии в польскую область, идеже радостными приветствы возблагодариша приход его..." и "вся увядшии печалию, весело хождаху". В этом положении начальствующего учителя на Ветке он и скончался.

Раскольники почитают его своим святым.

Ф. долгое время был настоящим главой всего поповщинского раскола.

Он снабжал раскольников запасными дарами и миром своего изготовления, добывал им беглых попов, собирал соборы, установлял церковную практику, мирил возникавшие на Керженце и др. местах вероисповедные споры и проч. и пользовался непререкаемым авторитетом.

От него сохранилось послание на Керженец, написанное в 1709 г. в опровержение диаконовщины.

Кроме того, имеется запись прений его 9 июня 1709 г. с некиим мирянином Тимофеем Матвеевым о честнем кресте Господни.

Прот. А. Иоаннов (Журавлев), "Полное историч. известие о раскольниках", СПб., 1831 г. — Лилеев, "Новые материалы для истории раскола на Ветке", К., 1893 г. — Его же, "Из истории раскола на Ветке и в Стародубе", в. І, Киев, 1895 г. — Смирнов П., проф., "Внутр. вопр. в раск. в XVI в.", СПб., 1898 г. — Его же, "Споры и раздел. в русском расколе в первой четверти XVIII в.", СПб., 1909 г. — Дружинин В. Г., "Писания русских старообрядцев", СПб., 1912 г. H. T. {Половцов}