Феофан Чарнуцкий

(в миру Феодор) — епископ нижегородский и алатырский (1753—1773), происходил из малороссийской фамилии Чарнуцких и родился около 1710 года в городе Чарнухах.

После домашнего воспитания обучался около 1732 г. в Киевской академии.

В августе 1735 г. он был определен учителем в Московскую духовную академию; в январе 1740 года пострижен в монашество; в 1742 году определен учителем пиитики, но в ноябре того же года уволен в Киев. В следующем году он был назначен игуменом серпуховского Владыченского монастыря, а в 1744 году — казначеем Троице-Сергиевой лавры и келарем.

Затем он был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря и с 1748 года — наместником той же лавры; здесь помогал он некоторое время настоятелю Арсению II Могилянскому (1744—1752) в управлении лаврою и в проповедовании слова Божия. По смерти Арсения Ф. около года оставался еще наместником той же лавры при архимандрите Афанасии Волховском.

В 1753 году открылось вакантное архиерейское место в нижегородской епархии, и на эту епископскую кафедру, по указу императрицы Елизаветы Петровны, определен был наместник игумен Ф. Из лавры он был вызван в Москву и здесь в Успенском соборе рукоположен в епископы (14 марта 1753 года). В двадцатилетнее свое правление нижегородской епархией Ф. видел много перемен в ней и немало трудился над ее устройством, не оставляя без внимания в то же время и просвещения инородцев.

Он всячески старался, чтобы труды его предместников в обращении инородцев не оставались безрезультатными.

По примеру Димитрия Сеченова и Вениамина Григоровича, Ф. имел у себя проповедников, знавших языки просвещаемых народов.

Они доставляли ему сведения о новообращенных, требовали у него советов во всех затруднительных обстоятельствах и во всем поступали по правилам прежнего порядка.

Но, несмотря на предосторожность Ф., иноверцам случалось иногда обольщать крестившихся прежних своих братий.

В этом случае и словом, и делом вооружался против них Ф., писал особые наставления для неутвержденных в вере и рассылал их по епархии, убеждая, что вне церкви Божией нет спасения.

Чтобы более просветить инородцев христианскою верой, Ф. не только предписывал духовенству наставлять их в правилах веры и благочестия, но и требовал в семинарию каждый год "троих из каждой иноверческой нации". Таким образом, в семинарии обучались и христиане из татар, мордвы, чуваш и черемис.

Некоторые из них навсегда оставались в духовном звании, занимая приличные места и обращая к вере своих единоплеменников.

С заботами о просвещении иноверцев Ф. соединял в себе и заботы об устройстве семинарии.

Он ее часто посещал, подавал благие наставления и принимал самое живое участие во всех нуждах ее. Приобретая для нее все более и более места и воздвигая новые здания, он в 1762 году построил семинарскую церковь вместо прежней, устроенной Димитрием Сеченовым.

В начале своего управления Ф. открыл классы философии, которой хотя обучались со времен Димитрия Сеченова, но частным образом и без особенного для нее класса.

Кроме того, при Ф. в первый раз началось преподавание французского языка, известного и самому епископу.

После этого Ф. преобразовал управление семинарии, вверив ее ректору.

С Димитрия Сеченова семинарией управляли только префекты, а с 1772 года начали управлять ею ректоры.

Лучших учеников Ф. отправлял в духовные академии и в Московский университет, когда этому представлялась какая-либо возможность.

О таких учениках он заботился, сам посылая им все нужное на содержание.

В 1771 году нижегородскую епархию постигла моровая язва. В эту тяжкую годину испытания Ф. принимал самое живое и деятельное участие.

После двадцатилетнего управления нижегородской епархией он согласно прошению (1-го июля 1773 года) был уволен в Киево-Печерскую лавру, где когда-то был пострижен в монашество.

На покое Ф. жил около семи лет, до 1780 года, и в этом же году, 8-го марта, скончался и погребен в самой лавре. Иер. Амвросий, "История русской церкви", ч. I, стр. 168. — Ю. Толстой, "Списки архиереев", стр, 10. — П. Строев, "Списки иерархов", стр. 604. — А. В. Горский, "Историческое описание Свято-Троицкой лавры". — Архим. Макарий, "История Нижегородской иерархии", СПб., 1857 г. — Н. Д., "Девятисотлетие русской иерархии". — Снежницкий, "Адрес-календарь Нижегородской епархии", 1888 г. — Смирнов, "История Моск. Славяно-греко-латинской академии", М., 1855 г. — Аскоченский, "Киев с его древним училищем — Академией". — Петров, "Акты и документы к истории Киевской академии". Федотов. {Половцов} Феофан Чарнуцкий (Федор) — епископ Нижегородский и Алатырский.

Епископ Феофан родился около 1710 года в городе Чарнухи, недалеко от Киева. После домашнего воспитания, около 1732 года, обучался в Киевской духовной академии.

В августе 1735 года определен учителем в Московскую духовную академию.

В 1740 году пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. В 1742 году определен учителем пиитики в Московскую духовную академию.

В 1743 году назначен игуменом Серпуховского Владычного монастыря.

С 1744 года — игумен Николо-Угрешского монастыря.

Через несколько месяцев в том же году назначен казначеем и келарем Троице-Сергиевой лавры. С 1749 года — наместник Троице-Сергиевой лавры. Помогал в управлении настоятелю лавры Арсению (Могилянскому; † 1770), бывшему одновременно архиепископом Переславль-Залесским. 14 марта 1753 года в Москве, в Успенском соборе, игумен Феофан был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

В течение двадцатилетнего управления Нижегородской епархией много потрудился над ее благоустройством, не оставляя без внимания и просвещение инородцев.

По примеру своих предшественников, епископов Димитрия (Сеченова; † 1767) и Вениамина (Пуцек-Григоровича; 11785), он имел у себя проповедников, знавших языки просвещаемых народов.

Для лучшего просвещения инородцев христианскою верою, он требовал, чтобы в семинарию ежегодно посылались три человека от каждой иноверческой нации. Таким образом, в семинарии обучались татары, мордва, чуваши и черемисы (марийцы); некоторые из них по окончании обучения принимали духовный сан. Епископ Феофан заботился об устройстве семинарии и принимал самое живое участие во всех ее нуждах.

В 1762 году к семинарской церкви пристроили двухъярусную каменную колокольню.

В начале своего правления епископ Феофан открыл в семинарии класс философии, впервые началось преподавание французского языка. Кроме того, он преобразовал само управление семинарией: с 1772 года ею начали управлять ректоры, а до этого семинарией управляли только префекты.

Лучших учеников по окончании семинарии преосвященный Феофан направлял для обучения в духовные академии Москвы и Санкт-Петербурга, а также в Московский университет.

До 1765 года владыка Феофан устраивал и содержал семинарию на одни лишь доходы, собираемые с епархиального духовенства.

По распоряжению императрицы Екатерины II, с 5 января 1765 года Нижегородской семинарии положен был годовой оклад в размере 816 рублей 93 копейки и 3 полушки.

В 1771 году в Нижегородской губернии распространилась моровая язва. В эту тяжелую годину испытаний владыка Феофан принимал самое живое и деятельное участие в нуждах своей паствы.

Преосвященный Феофан сам совершал в Нижнем Новгороде частые молебствия с торжественными крестными ходами об избавлении от болезни.

Он воссылал усердные молитвы пред чудотворной иконой Оранской Божией Матери.

С принесением этой иконы в Нижний Новгород моровая язва прекратилась, в память чего был установлен крестный ход с этой иконой в Нижний Новгород. 1 июля 1773 года, согласно прошению, епископ Феофан был уволен на покой в Киево-Печерскую лавру. 8 марта 1780 года епископ Феофан скончался и был погребен в Киево-Печерской лавре. Литература: Макарий (Миролюбов), архимандрит.

История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 140,145,146. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии.

Отд. 2. // Сост. Н. И. Петров: в 5 т. — Киев, 1904,1906—1908. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. — Киев, 1856. Смирнов С. К., протоиерей.

История Московской славяно-греко-латинской академии. — М., 1855. Снежницкий А., диакон.

Адрес-календарь Нижегородской епархии. — Н. Новгород, 1888. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. — М., 1890. — Ч. 2, с. 126. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской Иерархии: в 6 т. — М., 1807— 1815. — Т. 1, с. 168. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 604. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 58. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 87. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 87. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 90. Исторический вестник. — СПб., 1895, сентябрь, с. 689. Православный собеседник. — Казань, 1909, ноябрь, с. 599. Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860—1917,1874; март, с. 3. Никонов В. Троице-Сергиев монастырь на службе русскому народу и государству (К шестисотлетию основания монастыря) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 6, с. 42. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1633. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 451—452. Святители земли Нижегородской: К 100—летию со дня прославления в лике святых преподобного Серафима, Саровского чудотворца. — Нижний Новгород, 2003, с. 79—82. Феофан Чарнуцкий епископ нижегородский, из наместников Троицко-Сергиевской лавры 1753 г., правил епархиею до 1773 г.; † 1780 г. 8 марта. {Половцов}