Феогност митрополит киевский

— св., митрополит киевский, родом грек, преемник св. митрополита Петра. Получив посвящение в Константинополе в 1328 г., Ф. поселился в Москве.

В 1329 г. он посетил Новгород и объявил оттуда анафему псковичам, принявшим к себе опального князя тверского Александра Михаиловича.

Александр должен был оставить Псков и уехал в Литву. Скоро, впрочем, он воротился и стал княжить в Пскове.

Старое стремление Пскова получить церковную самостоятельность усилилось: псковичи выбрали себе в епископы некоего Арсения и послали его для посвящения к митрополиту, но Ф. отказал им в этом. При Ф. митрополит Петр был причислен к лику святых.

Ф. удалось закрыть открытые было митрополии литовскую и галицкую, но последняя в 1337—38 г. вновь была открыта и существовала до 1347 г. Подобно своим предшественникам, Ф. предпринимал путешествия по своей митрополии.

В Орду Ф. ездил два раза. Во вторую поездку (1342 г.) его встретили там большие неприятности.

Кто-то сказал хану Чанибеку, что митрополит собирает большие доходы с духовенства и что у него много денег. Хан потребовал у него платежа со всего духовенства.

Ф. перенес в Орде всякие истязания, раздарил до 600 руб. (более 60000 нынешних кредитных рублей) разным сильным людям и настоял на том, что хан утвердил за церковью все ее прежние льготы новым ярлыком.

Ф. скончался 11 марта 1353 г. и погребен в Успенском соборе.

В 1471 г. мощи его обретены нетленными, но почивают под спудом.

Память Ф. 14 марта. {Брокгауз} Феогност, Митрополит Киевский — Митрополит Киевский и всея России, родом из Греков, хиротонисан Константинопольским Патриархом Исаиею в 1328 году и того же года прибыл в Киев и там скончался 1352 года. Он привез с собою в Россию на Греческом языке древний Требник, с которого, по повелению Великого Князя Московского Иоанна Даниловича Калиты, сделан был перевод Славенский, исправленный самим Феогностом и в засвидетельствование верности подписанный собственною его рукою по листам.

Сей перевод хранится доныне между рукописями в Московской Синодальной библиотеке.

Он замечателен наипаче тем, что содержит в себе некоторые статьи, обличающие не правое умствование Раскольников о Крестном Знамении.

Статьи сии выписаны и напечатаны при конце Питиримовой книги Пращицы; так же между рукописями Патриаршей Московской библиотеки в лист при книге Щит Веры приписано его Послание ко всем Христианам о почтении и послушании и о даянии Церковной пошлины Братии его, Резанскому и Сарайскому Владыкам. {Болховитинов}