Феоктист архиепископ Новгородский

— св., архиепископ Новгородский, скончался 23 декабря 1310 г. До избрания в архиепископы был игуменом Благовещенского монастыря под Новгородом, а ранее игуменства, может быть, клириком новгородского Софийского собора, если не понимать как-нибудь иначе выражения Лаврентьевской летописи, странным образом употребленного по отношению к нему как уже поставленному епископу: "поставлен бысть... епископом... и бысть причьтник (причисленный к клиру, состоящий в штате клира) святое Софеи новгородскые". Избрание на кафедру последовало после погребения владыки Климента, скончавшегося 22 мая 1299 г., и, судя по (позднему) летописному известию, сопровождалось долгими спорами и колебаниями, прежде чем все новгородцы с полным единодушием остановились на Феоктисте как "Богом назнаменанном муже, смиренном и благом". Неизвестно, когда именно после этого было созвано вече у Софии, и избранный торжественно был посажен на владычном дворе и приступил к управлению епархией в ожидании хиротонии, для которой необходимо было отыскать митр. Максима, покинувшего в то время Киев для основания кафедры в другом месте. От этого пребывания Феоктиста на владычном дворе до хиротонии остался лишь один след в следующей современной ему записи в рукописном "сборнике от житий святых и поучений": "написаны быша книгы сия поведением владыки Феоктиста, нареченного архиепископа Новгорода в нашь монастырь". В 1300 г. прибыл в Новгород митр. Максим с двумя епископами, и 28 июня Феоктист был "назнаменан" в церкви Бориса и Глеба, а на следующий день хиротонисан в Софийском соборе; "и бысть — говорит по этому поводу Новгородская летопись — радость Новгороду о своем владыце и свершиша праздник светел". О деятельности Ф. в качестве новгородского владыки известно очень мало. Местные летописи связывают с его именем только освящение церкви Бориса и Глеба в Новгороде ("великим священием"), совершенное 9 декабря 1305 г., и еще бывшее в 1307 г. какое-то "немирье" с ним псковичей, под которым всего вероятнее разуметь какие-либо препирательства относительно следовавших с Пскова платежей в пользу новгородской кафедры (подъездных, судных пошлин и проч.), возникавшие очень часто при его преемниках.

Сохранилось несколько недатированных договорных грамот между Новгородом и вел. кн. Михаилом Ярославичем об условиях владения последнего первым, из которых видно, что Ф. представлял собой в переговорах по этому предмету сторону Новгорода.

Первая грамота вел. князя (по Собр. Госуд. Грам., № 4) начинается: "Поклон от князя Михаила к отьцю ко владыце.

То ти, отче, поведую..." Первая грамота новгородцев (по Собр. Госуд. Грам., № 5) и все последующие, за исключением одной, пишутся со вступительными словами: "Благословение от владыкы" и скрепляются печатью Ф. Первый договор был подтвержден при участии Ф. по неизвестному поводу в той же редакции еще один раз (по Собр. Госуд. Грам., № 6); затем за его скрепою была составлена грамота с небольшими редакционными изменениями против первой (по Собр. Госуд. Грам., № 9) и, наконец, вновь переписана с более значительными изменениями.

За печатью же Ф. сохранилась грамота, в которой новгородцы жалуются вел. кн. Михаилу на его новгородских наместников и выражают надежду на разбор этого дела самим князем, когда тот будет "в Новгороде у отца своего, у владыце". Сверх того, имеется (недатированная) грамота Ф., посадника и тысяцкого Новгорода "к Пископу рижьскому и Гьрлаку и к Ламбрату и к всем ратманом и к всем рижаном" с требованием выдачи пограбленных у новгородских купцов на рижской земле товаров и самых грабителей. "На зиму" 1307 г. Ф., вследствие болезни и желания вести "молчальное житие", добровольно оставил кафедру и удалился на покой в Благовещенский монастырь, где через три года скончался, "много пострада в болезни", и погребен в Богородицкой церкви.

Неизвестно, с какого времени началось почитание Ф. В 1653 г. совершилось первое чудо у его мощей. В 1668 г. над местом погребения его была поставлена сень и под нею рака. В 1682 г. был возобновлен храм, в котором почивали мощи. В 1702 г. сооружен покров с изображением святого на раку. В 1786 г. мощи были перенесены в Юрьевский монастырь, и там в 1827 г. устроен был придел в честь святителя.

Память его чтится 23 января и 23 декабря. "П. С. Р. Л.", т. I, III, и IV. — "Собрание Госуд. Грам. и Догов.", т. I. — Русско-ливонские акты, СПб., 1868. — Филарет, архиеп. черниговский, "Жития святых", декабрь, СПб., 1900. — Герман, архим., "Св. Ф." ("Духовная Беседа", 1866 г., №№ 39—41). — Срезневский И., "Древние памятники русской письменности и языка", СПб., 1882. — Тихомиров П., протоиерей, "Кафедра Новгородских святителей", т. I, Новгород, 1891. — Димитрий, архиеп., Месяцеслов святых", декабрь, Каменец-Подольск, 1896. — Здравомыслов К. Я., "Иерархи новгородской епархии", Новгород, 1897. — Голубинский, Е. Е., "История канонизации святых в русской церкви", М., 1903 г. Н. T. {Половцов} Феоктист, архиепископ Новгородский — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский. † 1310; память 23 января/ 5 февраля, 23 декабря/5 января, в 3—ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.

Время и место рождения его неизвестны.

Монашеский постриг принял в Благовещенской обители близ Новгорода.

Иноческими подвигами и добрыми делами заслужил уважение и любовь братии, которая избрала его своим игуменом.

После кончины преосвященного Климента († 1299) новгородцы единогласно решили избрать себе владыкой игумена Феоктиста, "мужа смиренна и блага". В 1299 году игумен Феоктист был избран на кафедру архиепископов Новгородских и Псковских. 29 июня (по другим сведениям, 29 июля) 1300 года он был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа прибывшими в Новгород Киевским митрополитом Максимом († 1305) и епископами Ростовским Симеоном († 1314) и Тверским Андреем (Герденевым; † 1324). О деятельности его в Новгородской епархии сохранилось сведений немного.

Преосвященный Феоктист много внимания уделял постройке и ремонту храмов и монастырей.

В 1301 году по его благословению был заложен каменный храм Архангела Михаила, освященный спустя два года. Памятниками его святительской ревности остались в Новгороде еще два храма, им освященные: во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и во имя святых отцов I Вселенского Собора, на княжеском дворе. При святителе Феоктисте была благоустроена обитель на острове Валаам.

В 1305 году блаженный архипастырь принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении взаимных добрых отношений.

В 1307 году летопись упоминает его имя в связи с каким-то "немирьем" со псковичами.

Святитель болезненно переживал все междоусобицы.

По свидетельству Новгородской летописи, зимой 1308 года святитель Феоктист по состоянию здоровья оставил владычный двор. Благословив на свое место Давида, он возвратился в Благовещенский монастырь, где подвизался подвигом безмолвия.

Через два года непрестанного молитвенного делания, стяжав у Господа много духовных даров и откровений, святитель Феоктист отошел в вечность.

Кончина его наступила 23 декабря 1310 года. Погребен в Богородицкой церкви.

Чудесные исцеления, происходившие у гробницы святителя Феоктиста, были основанием для причисления его к лику святых в 1664 году. 23 января 1786 года мощи святителя Феоктиста были перенесены в знаменитый Юрьев монастырь под Новгородом и помещены в соборном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца у северной стены близ алтаря.

В первой половине XIX века, благодаря трудам настоятеля Юрьева монастыря архимандрита Фотия и щедрой благотворительности его духовной дочери графини А. А. Орловой-Чесменской, обитель пришла в цветущее состояние.

Архимандрит Фотий соорудил придел во имя святителя Феоктиста.

В 1847 году в этом приделе была устроена серебряная рака, в которой почивали под спудом мощи святителя Феоктиста, прославленные многими чудесными знамениями милости Божией.

Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 18,19. Тихомиров П. И., протоиерей.

Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891. — Т. 1, с. 143—146. Тихомиров П. И., протоиерей.

Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902, с. 98—99. Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями. — 2-е изд. — СПб., 1882. Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; 1895, декабрь.

Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Жития святых, чтимых Православной Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных. — 3-е изд., доп. — 1900, декабрь.

Елагин Н. В. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. — СПб., 1853, с. 115— 118. Краснянский г., священник.

Месяцеслов (святых).

Новгородские святые угодники Божий, открытие и под спудом почивающие... — Новгород, 1876, с. 182—190. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 14. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — СПб., 1862, с. 252. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — с. 34,111. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 567. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 142. Сергий (Спасский), архиепископ.

Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 46. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 189. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. — М., 1903—1911, 1908, 1916. — Кн. 2, доп., декабрь, с. 471, 580. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921.-Т. 1,3,4. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. — М., 1813—1894. — Т. 1. Русско-литовские акты. — СПб., 1868. Духовная беседа. — СПб., 1866, № 39—41. Православный собеседник. — Казань, 1860, июнь, с. 178. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2416. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 377. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 19, 228—230, 232. Минея январь. — М., 1983. — Ч. 2, с. 304—305. Романова А. А. Житие Феоктиста, архиепископа Новгородского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 2004. — Вып. 3. — Ч. 4, с. 414—416.